Симуляторы деревенской жизни всегда занимали особое место в сердцах многих игроков. Есть что-то заманчивое в том, чтобы выбраться из мегаполиса, на время забыть о работе и вернуться в места, где дышится легче, а живётся беззаботнее. В своё время геймеры тепло приняли Stardew Valley, Animal Crossing и Harvest Moon, поэтому студия Pathea Games решила попытать удачу и внести свою лепту в развитие этого жанра.
Холодный ноябрь и дождливая погода за окном – прекрасный повод съездить в деревню и вспомнить, что My Time At Portia не уступает известным на весь мир симуляторам жизни, а в чём-то и превосходит их.
Красочный постапокалипсис
С первого взгляда заметно, что студия вдохновлялась работами Studio Ghibli. Это прослеживается не только в визуальном стиле – как и Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), разработчики уделяют большое внимание теме природы и её эксплуатации. Именно поэтому в центре повествования не просто маленькая деревня вдали от города, а целая цивилизация будущего, которая выросла на останках компьютерной эпохи. В новом мире её называют Эпохой Разложения и Тьмы, ведь предтечи так увлеклись технологиями, что те почти уничтожили человечество.
Руины предыдущей цивилизации видны из любой точки города – это напоминает местным о том, как опасны технологии, а также о том, что природа всегда берёт своё.
В новом мире люди не отчаиваются и не скорбят о прошлом, а опыт предков воспринимают как мудрую притчу. В Портию главный герой попадает по совету родни. Отец исчез, оставив своему отпрыску заброшенную мастерскую и странное письмо. Жители города вспоминают предыдущего плотника как настоящего профессионала и надеются, что новый строитель постигнет своё ремесло в совершенстве.
В визуальном стиле игры чувствуются нотки творчества Хаяо Миядзаки, и в это невозможно не влюбиться.
Это и отличает «Портию» от других игр жанра: главный герой из неумёхи быстро переквалифицируется не только в садовода-огородника, но и в мастера, плотника, строителя, археолога и воина. Профессионализм и ответственность в Портии очень ценят, поэтому вскоре протагонист становится неотъемлемой частью города.
Добрососедская конкуренция
Когда новичок вдоволь налюбуется красотами дикой природы, мэр с радостью обеспечит его работой – городок провинциальный, поэтому способные мастера сюда заглядывают редко. С помощью нового строителя Портия преображается: сначала в пределах полуострова появятся мосты, затем автобусные остановки и сам транспорт, воздушный шар, лифты и фермы. Оглядываясь на свои труды, игрок начинает чувствовать прилив гордости, ведь благодаря мастеру населённый пункт начинает замечать весь Альянс Свободных Городов.
Отдыхать главному строителю Портии некогда, ведь нужно не только выполнять заказы торговой гильдии, но и следить за собственными хозяйством, фабрикой и помощниками.
Чтобы жизнь не казалась мёдом, судьба подбросила герою конкурента. Мастерская Хиггинса до приезда новичка выполняла все заказы и занимала первое место на ежегодном соревновании строителей. Трудолюбивый соперник относится к герою пренебрежительно – часто задирает и сомневается в его компетенции. Именно поэтому так приятно заткнуть его за пояс и повысить собственную мастерскую до S-класса. В этой соревновательной атмосфере даже гринд становится незаметным и уместным.
Мастерская S-класса – это ждать клиента в его доме у кровати, чтобы сдать заказ. И это совсем не жутко.
Целый город потенциальных друзей
В свободное от работы время мастер может пообщаться с жителями Портии, побаловать их подарками, поговорить о жизни и выполнить несколько необязательных поручений. С одними людьми сходиться проще, с другими – сложнее, но все они уникальные личности с разными предпочтениями, характерами и предысторией.
Герой никогда не чувствует себя одиноким в новом городе: жители благодарны за всё, что мастер делает для Портии, поэтому будут приглашать на праздники и прогулки, дарить подарки на день рождения и помогать советами в сложных ситуациях.
После долгого рабочего дня можно насладиться вкусным арбузом с внучкой фермеров, поговорить о жизни, планах на будущее и вместе полюбоваться закатом.
Как и в Stardew Valley, герой может найти любовь и создать семью. При близких отношениях открываются новые задания, интересные черты характера и даже трагические предыстории. Месяц вы прожили здесь или несколько лет, неважно – Портия снова и снова будет удивлять своим разнообразием.
Даже после окончания сюжетной линии можно отыскать несколько заданий и весело провести время.
Для полного фурора игре не хватило кооператива, ведь ни один харизматичный NPC не заменит настоящих друзей. Проведя работу над ошибками и прислушавшись к просьбам игроков, Pathea Games уже спустя год анонсировала продолжение. My Time At Sandrock станет полноправной наследницей «Портии» – разработчики хотят реализовать идеи, от которых им пришлось отказаться раньше. Среди таких идей – совместная игра, что позволит переживать приключение вместе.
Я календарь переверну…
Для застенчивых мастеров, которые привыкли думать только о работе, мэр Портии подготовил целую развлекательную программу: ежегодно в городке проводятся праздники. Время от времени на почту герою приходят приглашения на сезонные фестивали по случаю Хэллоуина, скачек, соревнований среди рыбаков и садоводов, битвы снежками… В особенные для города дни объявляется выходной, а сама Портия преображается к тематическому празднику.
Один из самых красивых праздников – День воспоминаний, который длится весь день и заканчивается запуском фонариков в ночное небо.
На фестивале можно принять участие в конкурсе с ценными призами, попасть на общую фотографию, вдоволь наесться угощений и получить особые подарки. Такие душевные игровые события не надоедают даже спустя несколько лет жизни в городе.
Работа мастера – дело (без)опасное
Беззаботные деньки на ферме можно скрасить не только работой: большая часть сюжета связана с предтечами, запрещёнными технологиями и раскопками. В поисках нужных материалов мастеру придётся спускаться в Заброшенные руины, бороться с роботами и помогать местной полиции делать Портию безопасным местом для всех жителей.
И если заниматься археологическими раскопками интересно, то с боевой системой здесь явные проблемы. Это, пожалуй, главный и единственный недостаток игры – когда дело доходит до «данжей», My Time At Portia начинает ощущать себя не в своей тарелке.
В игре есть перекаты, и на этом возможности боевой системы заканчиваются.
В самих подземельях много уникальных боссов с интересным набором атак. Все они вписаны в «лор» (буровые машины, искусственный интеллект и боевые роботы) и гармонично соседствуют с новой эпохой без развитых технологий, но сражения с ними не вызывают никаких эмоций. Умерев в бою, герой не теряет предметы или деньги, а возрождается в начале пустого уровня без каких-либо последствий. В ходе сюжетных заданий к нему присоединяются более опытные напарники, которые не могут умереть и отвлекают врагов на себя…
…Осознав это, можно в совершенстве овладеть искусством бесконтактного боя.
Если вы ищете вызова, то My Time At Portia его предложить не сможет. Схватки не требуют никакой смекалки и чаще всего заканчиваются закликиванием цели. Впрочем, от игр подобного жанра не стоит требовать невероятной сложности.***
My Time At Portia – это душевная и интересная история о гармонии с природой и самим собой. Симулятор жизни, в котором можно провести несколько бессонных недель, потому что мир вокруг не просто существует, а по-настоящему живёт и расцветает с приходом нового жителя. Поклонники жанра не зря окрестили игру «Stardew Valley в 3D» – она переняла множество знакомых механик, но также поработала над тем, чтобы вовлечь пользователя в мир. Поэтому Портия оставляет неизгладимое впечатление, а душа рвётся в провинциальный, но родной городок снова и снова.
Плюсы: визуальный стиль; медитативность; изумительная атмосфера; увлекательный игровой процесс; колоритные персонажи.
Минусы: боевая система кажется лишней; гринд, без которого нельзя обойтись в играх этого жанра; короткая сюжетная линия.