Company of Crime: Превью

Лондон в шестидесятые годы был прилизанным, гламурным и крутым, но с отчётливым привкусом ультранасилия.
Сэм Хаузер (Sam Houser), основатель Rockstar Games

Словосочетание «Лондон шестидесятых» пробуждает множество ассоциаций: битломания и психоделика, битники и хиппи, завитые волосы и прямые короткие платья, Энди Уорхол (Andy Warhol) и Кейт Арчер… А ещё, как добавляют авторы игры Company of Crime, это эпоха чудовищной полицейской коррупции, расцвета организованной преступности и произвола «Фирмы». Лучшее время и место для того, чтобы построить собственную криминальную империю – даже если вам неинтересна культура тех лет.

When I’m In ‘64

«В шестидесятые Лондон наравне с Сан-Франциско был культурной столицей мира. Поэтому мы его и выбрали: это узнаваемый и всем знакомый сеттинг, – рассказывает Юсси Аутио (Jussi Autio), представитель финской студии Resistance Games. – И в игре мы старались передать дух эпохи. Локации повторяют настоящий город, его старинные здания и узкие переулки. Бандиты, которых вы нанимаете в пабах, – это члены молодёжных субкультур тех лет: моды, рудбои, рокеры, лемонхеды (это одно из первых названий скинхедов). Сама страна в кризисе: за последние годы она потеряла множество колоний, и у нас в игре есть тайный орден, который хочет развалить Британскую империю, окончательно её добить».

Юсси, историк по образованию, предостерегает, что хотя сюжет игры бережно обращается с реалиями прошлого, он всё же позволяет себе некоторые вольности. Company of Crime, по словам разработчика, выполнена «в стиле Гая Ричи [Guy Ritchie]: этакие „Карты, деньги, два ствола” в атмосфере шестидесятых». Эффекты постобработки изображения, по его словам, заставляют игру «выглядеть и ощущаться как фильмы тех времён – вроде тех, в которых снимался Майкл Кейн [Michael Caine]».


Цвет, которым раскрашен каждый городской район, означает, под влиянием какой банды он находится. Чтобы его распространять, нужно «отжимать» заведения: пабы, барбершопы, прачечные, «уроки французского» (эвфемизм для борделей) и так далее.

With A Little Help From My Friends

«Наша студия молодая, – продолжает Юсси, – но все мы в геймдеве уже давно: в среднем по тринадцать лет. И все – или почти все – из нас любят XCOM, так что в геймплее мы старались ориентироваться именно на эту серию. Причём наша игра даже более тактическая, потому что упор в боевой системе сделан не на огнестрельном оружии, а на ближнем бою. Я бы даже сказал, что это наша ключевая „фишка“».

Основное занятие в Company of Crime – это пошаговые разборки в замкнутых пространствах вроде переулков и пабов. Например, чтобы заставить владельца заведения делиться выручкой, придётся наподдать ему кулаками, справиться с охраной, которая сбежится на шум, и удрать. Надолго в здании лучше не задерживаться: к месту преступления съедется полиция, которая не только попытается задержать банду, но и запомнит её членов в лицо, так что следующие дела станут сложнее.


Красные клетки – это зоны контроля: если туда забежать, противник моментально на это отреагирует и вашему бандиту не поздоровится. Можно действовать тактически: например, зайти врагу за спину и огреть его дубиной. Вероятность успеха – 95 %: вроде бы много, но игроки в XCOM привыкли не доверять генераторам случайных чисел.
Ключевое отличие Company of Crime от XCOM состоит в следующем: если в последней убийство врагов никак не возбранялось, то здесь вам, как правило, нужно лишь убрать с пути источник угрозы, и чем больше урона вы ему при этом нанесёте, тем хуже для вас. Встречаются миссии, цель которых – чья-либо ликвидация, но в долгосрочной перспективе убивать невыгодно: полиция обращает куда больше внимания на выстрелы, чем на кулачные потасовки.

Именно поэтому бандиты в Company of Crime редко применяют огнестрел: «мокруха» создаёт намного больше проблем, чем решает. Противник, однако, может посчитать, что терять ему нечего, и достать ствол – тогда вашему отряду придётся срочно сменить приоритеты и разобраться с вооружённым типом в первую очередь. На бумаге эта механика выглядит классно и придаёт боевой системе глубины – посмотрим, как она будет реализована.


Отличным укрытием для стрелка может стать как припаркованный на улице автомобиль, так и, например, легендарная красная телефонная будка (в шестидесятые она уже была символом Англии и ещё использовалась по назначению).

Twist And Shout

Ещё одно преимущество боевой системы, основанной на нелетальном оружии, – она вариативнее. Угрозы нейтрализуются разными путями: врага можно как избить (несколько ударов кулаками его вырубят), так и, например, оттолкнуть, чтобы ваш отряд мог перегруппироваться или сбежать через открывшийся проход. Есть и более тонкие манёвры, такие как оскорбления: услышав ругань в свой адрес, противник оставит позицию и побежит в атаку.

Набор доступных юниту действий зависит от его типа. Одни бандиты полагаются на кулаки и грубую силу. Другие (в игре они броско называются «истязатели») действуют грязно и накладывают на врагов штрафы, выдавливая им глаза и пиная по гениталиям. Третьи используют всё, что попадётся под руку, чтобы наносить как можно больше урона. Заработанные рэкетом деньги можно тратить на прокачку своих подопечных – новые уровни дают им новые умения.


Обратите внимание на нижнюю панель: у гангстера аж 15 возможных действий.

Money (That’s What I Want)

Удачные операции приносят ресурсы, в первую очередь деньги. Чем больше ресурсов в вашем распоряжении, тем больше юнитов становятся доступны для найма и тем разнообразнее их можно вооружать. Успешная банда захватывает всё больше заведений и, соответственно, привлекает к себе всё больше внимания.

Если в той же XCOM: Enemy Unknown угроза исходила только от инопланетян, то здесь её источников гораздо больше: вас не любят ни владельцы заведений, которые вы «крышуете», ни другие банды, ни полиция, ни таинственная масонская ложа, жаждущая краха Британской империи. Войну придётся вести на несколько фронтов сразу, но слишком увлекаться ею нельзя. Скажем, если вы будете усугублять конфликт с полицией вместо того, чтобы гасить его, то сначала «бобби» станут приезжать на вызовы быстрее обычного, а потом начнут то и дело арестовывать ваших бандитов и устраивать рейды на ваши владения. Как уменьшить уровень розыска? Не поднимать лишнего шума, скрывать улики, а если совсем прижмёт – искать компромат на коррумпированных политиков.


Нельзя так просто взять и вломиться в паб с требованием дани (даже если он называется «Глухой бродяга»): предварительно придётся отправить отряд на разведку. Она же поможет узнать, что против вас замышляют враги.
Последний туз в рукаве Resistance Games: если роль главы преступной группировки кажется вам слишком аморальной, вы можете играть за Скотленд-Ярд. Многие механики останутся на месте, но цель игры станет ровно противоположной – искать криминальные группировки и прижимать их к ногтю. Правда, для первого прохождения, как говорят разработчики, этот режим не очень подходит – сначала лучше поиграть за бандитов. Чтобы поймать преступника, желательно для начала побыть в его шкуре.***
Разработка Company of Crime началась только в прошлом году, но авторы игры обещают выпустить её уже ближайшим летом. Она, по их словам, уже почти готова: остались полировка и последние правки баланса. Впечатляющая скорость, особенно если задуматься, какая сложная математическая модель должна быть у игры под капотом.

Мне нравятся эстетика Лондона, история шестидесятых и серия XCOM – и очень похоже, что Company of Crime станет для меня одним из самых ожидаемых релизов этого года. Если я, конечно, не забуду её название – оно слишком незапоминающееся и как будто вытянуто из того же генератора, что и Empire of Sin.

gamesjoy.ru