Прогуливаясь по книжным магазинам, порой сложно не заметить, как часто герои видеоигр украшают собой те или иные бестселлеры. То рогатого Шепарда в фэнтези запишут, то Альтаира зачем-то к шпионскому триллеру приплетут… С лёгкой руки художников по найму знаменитости кочуют из тома в том, из жанра в жанр без какой-либо оглядки на авторские права. В самом деле, чего напрягать фантазию, когда под рукой есть всемогущий Интернет и его величество Photoshop?
К чему это лирическое отступление? Да как не вспомнить об этой постыдной практике, глядя на XIII, переосмысление культового шутера компании Ubisoft. Знакомая поза, тот же нос, электронные часы – неужто умельцы из PlayMagic перерисовали Сэма Фишера из Splinter Cell: Conviction и попытались выдать трейсинг за креатив? Кто знает. Как бы то ни было, вызывающая вопросы обложка – это лишь цветочки. Ягодки будут впереди.
Оживший комикс
Каждый скачок технологий знаменует очень многое для индустрии. Невиданные возможности, громкие (зачастую невыполнимые) обещания и, конечно, переиздания популярных хитов прошлого – с улучшенной картинкой, доработанным геймплеем и другими преимуществами некстгена. Только вдумайтесь, Mafia с удобной ездой! Shadow of the Colossus без тормозов! Demon’s Souls в 4K! Классика не стареет, особенно когда её реставрируют раз в 10–20 лет.
Однако парадокс: именно проверенные временем шедевры нуждаются в ремейках меньше всего. Разумеется, хорошие релизы можно сколько угодно полировать, делать доступнее, вот только их качество от этого изменится слабо, если изменится вообще. То ли дело произведения неплохие, но как минимум спорные – словом, игры вроде оригинальной XIII.
Последнее утверждение наверняка покажется кому-то странным, немного грубым – если о детище Ubisoft и вспоминают нынче, то, как правило, в положительных тонах. В чём секрет культового успеха банального на вид боевика? В захватывающем сюжете по мотивам одноимённого комикса, заявят одни, в динамичных погонях под бодрую музыку, скажут другие. Третьи вовсе спишут фанатскую любовь на ностальгию и розовые очки.
В сущности, все варианты по-своему правдивы, но есть объяснение проще: обессмертила экшен великолепная стилизация под старомодный графический роман. Яркие цвета, трясущиеся после взрывов края экрана вкупе со звуковыми эффектами в форме цветастых «Ба-бах!» – изобретательность и неутомимость, с которой авторы то и дело подчёркивают корни шутера, способна восхитить даже сегодня, что уж там говорить про 2003 год.
Тем печальнее, что во всём остальном XIII бесконечно далека от идеала: гейм-дизайн и постановка, в отличие от картинки, плохо сохранились за минувшие 17 лет. Перестрелки? Потихоньку приедаются, ведь рядовые враги не слишком умны и однотипны до зевоты. Стелс-сегменты? Раздражающие и затянутые, особенно когда любое непослушание воле сценаристов карается поражением. Боссы? Очень опасные «губки», в которых надо высаживать сотни крупнокалиберных пуль. У игры был потенциал стать шедевром, но, увы, за красивым личиком и звёздным кастом с Дэвидом Духовны (David Duchovny) во главе скрывается типичный середняк начала нулевых.
Именно поэтому сам факт разработки ремейка казался неожиданной, но не самой дурацкой затеей. Взять отнюдь не безупречный релиз, исправить его недочёты, преумножить лучшие черты – отличный план! В теории. Если поручить проект профессионалам, которые понимают, почему публике так запал в душу оригинал. К сожалению, вместо какой-нибудь Ubisoft Montreal или Bluepoint Games проект угодил в руки малоизвестной команде PlayMagic под патронажем издательства Microids. Если вкратце, их труд проще всего описать крылатой фразой «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Авторский стиль и его отсутствие
Страшная трагедия сотрясает Соединённые Штаты – выстрел из снайперской винтовки оборвал жизнь президента Уильяма Шеридана во время его поездки по американскому югу. А пока Секретная служба и полиция пытаются разобраться в суматохе, убийца незаметно растворяется в толпе. Мотивы киллера неизвестны, редкие улики с места преступления лишь порождают новые загадки; несмотря на скандальность происшествия, официальное следствие быстро заходит в тупик.
Спустя некоторое время после случившегося на побережье близ Брайтон-Бич в себя приходит неизвестный. Он не помнит ни собственного имени, ни событий последних недель, но его навыки выдают в нём тренированного солдата, а свежие пулевые ранения намекают, что жизнь незнакомца в большой опасности. Кто он такой и как связан со смертью главы государства? И что означает таинственная татуировка в форме римской цифры XIII у него на груди?
Знатоки оригинала прекрасно знают ответы на эти и многие другие вопросы: в плане повествования ремейк следует первоисточнику 2003 года вплоть до мелочей. Те же повороты, уровни, ситуации… но с открывающих кадров в глаза бросаются иные перемены – визуальные.
Ещё на этапе анонса, когда в сети появились дебютные скриншоты, поклонники забили тревогу, мол, новинка растеряла шарм, Microids совершила ошибку и так далее. Тогда волнения легко было списать на привычный рьяным фанатам скепсис: мало ли, картинки есть картинки, быть может в движении всё будет лучше. Что ж, выглядит игра чудовищно по всем фронтам.
Авторы взяли и высосали из боевика весь его стиль, прикончили его главную отличительную черту. Невероятно дотошное, а главное, от и до цельное подражание комиксам 80-х (с контрастной цветовой гаммой, жирными контурами, простым, легко читаемым убранством) уступило место бледной имитации – мало того что бездарной, так ещё и собранной кое-как. Мультяшные модели с подчас карикатурными пропорциями на фоне относительно реалистичных декораций с правдоподобными спецэффектами и освещением – не надо быть экспертом, чтобы оценить, насколько нескладно смотрится XIII даже в лучших своих сценах. И если поначалу отсутствие видения не очень бросается в глаза благодаря вечернему солнцу, иллюзия сохраняется в лучшем случае 10 минут: после побега с Брайтон-Бич умельцы из PlayMagic без тени стеснения наносят сокрушительный удар по чувству прекрасного.
Впрочем, как говорится, графика – не главное. Подумаешь, ремейк утратил самую узнаваемую черту оригинала, а кат-сцены выглядят как нечто слепленное в Garry’s Mod. Если всё остальное сделано как надо, не беда. Но вот незадача: спущенные в унитаз визуальные находки Ubisoft – далеко не единственный и уж точно не самый серьёзный недостаток боевика. Его лишь замечаешь в первую очередь.
Тяп-ляп, и готово
В общих чертах геймплей остался без изменений: как и в 2003 году, Тринадцатый путешествует по линейным уровням, косит злодеев, разбивает стулья и швабры о головы ничего не подозревающих агентов ФБР. Арсенал тот же самый, гаджеты как встарь, даже мебель в целом на привычных местах. Вроде всё хорошо – пока главный герой не возьмёт в руки пистолет и не начнётся пальба.
Иным разработчикам кажется, будто для создания хорошего шутера достаточно просто наводнить локации врагами и дать герою в руки пушки побольше, но это лишь начало. Вся суть в подаче: чем артистичнее, чем брутальнее битвы, тем лучше. Анимации смертей должны быть яркими, чтобы мерзавцы от каждого ранения дёргались, а после смерти делали красивый пируэт. Звуковые эффекты обязаны быть смачными – пусть стрёкот автомата будет музыкой для ушей! А самим врагам не помешал бы внятный ИИ, а то какой смысл в геноциде глупых болванчиков. Недаром оригинальная F.E.A.R. ещё держится в топе лучших экшенов всех времён: даже с учётом скучных офисов в ней каждая схватка будто сцена из фильма Джона Ву (John Woo).
И что из этого есть в ремейке XIII? Ровным счётом ничего – разве что модели оружия смотрятся неплохо. Жаль, что заряжены стволы, судя по всему, горохом, потому как ни наёмники, ни элитные солдаты вообще не реагируют на попадания: стоят себе на месте и смиренно терпят отравление свинцом. А после смерти ещё на секунду-другую замирают, прежде чем сложиться гармошкой с частотой кадров 4-5 fps.
Можно подумать, будто так обстояли дела и в бородатом оригинале, но нет. Помимо заметно оскудевшей звукорежиссуры (она просто не выдерживает критики) и анимаций больше всего пострадал ИИ: PlayMagic будто сделала врагам лоботомию. Даже боссы не избежали печальной участи: некогда опасные, не прощающие ошибок заговорщики теперь любят стоять на месте и ждать путёвки в ад. Они, конечно, пытаются отстреливаться, но погоды это не делает: по каким-то причинам главный герой даже без бронежилета получает совсем пустяковый урон.
Баланс сложности вообще откровенно сломан – у протагониста куда больше шансов умереть из-за кривого платформинга с «кошкой», чем от рук своих якобы могущественных преследователей. И судя по всему, авторы прекрасно знали об этой проблеме, потому что в ремейк ввели ограничение на количество переносимого оружия: за 17 лет Тринадцатый разучился носить в карманах одновременно и пистолет и револьвер. Плевать, что это совершенно не вписывается в игру, – костыли есть костыли. Зачем в таком случае регенерация здоровья аж до 50 HP из 100, история, увы, умалчивает.
Впрочем, есть в тупых, слепых и кривых врагах и свои плюсы: некогда раздражающе сложные стелс-сегменты теперь проходятся влёт. Патрульные категорически отказываются реагировать на выстрелы из «Беретты» без глушителя, плохо замечают трупы, а когда-таки спотыкаются о чьё-то бездыханное тело, очень долго прикидывают, стоит ли им поднимать шум. Временами, конечно, у часовых открывается третий глаз и они замечают крадущегося в тенях шпиона через несколько стен, но такие ситуации редки и не особо напрягают благодаря обилию чекпоинтов. Да, по факту это тоже «даунгрейд», но едва ли он кого-то огорчит.
Считать ли это осмысленной правкой в изначально спорном гейм-дизайне? Нет, потому что некоторые весьма заметные пробелы оригинала остались нетронутыми. Например, XIII по-прежнему не даёт сохраняться на уровнях – даже если записать прогресс посередине эпизода, после выхода в меню и загрузки начинать его придётся заново. Не стали добавлять в игру и отдельную кнопку для метания гранат. Зато бесполезный в условиях компактных локаций спринт тут как тут.
Загубленная стилизация, в целом ухудшенный геймплей и практически ни одного здравого, актуального нововведения – уже всего вышесказанного хватило бы для того, чтобы закатать ремейк в грязь. Но есть у свежей XIII ещё одна немаловажная сторона – техническая. И по ней стоит пройтись отдельным катком.
И так сойдёт!
За Unity много лет как закрепилась дурная слава. Что поделать, уж больно много любителей берут на вооружение этот своеобразный, но вполне работоспособный движок. В руках профессионалов с его помощью можно сделать толковые игры вроде Desperados III или красивые симуляторы ходьбы вроде Firewatch, у дилетантов же, наоборот, получается стыдный треш. К сожалению, PlayMagic не сумела справиться со столь деликатными инструментами: XIII попала на полки магазинов не просто сырой, а откровенно недоделанной.
Всевозможных багов в игре вагон. Начинается всё довольно невинно: то звук у оружия пропадёт, то вместо динамичной мелодии фоном перестрелке служит тягучий эмбиент. Но чем дальше в лес, тем безумнее глюки – вплоть до респаунящихся на глазах врагов и исчезающих прямо перед носом кусков уровня. Каждые 10 минут шутер подкидывает всё новые поводы усомниться в собственной вменяемости, и со временем чудовищные ошибки превращаются чуть ли не в главную достопримечательность боевика. Итак, наш хит-парад бреда:
- Разучившаяся сгибать ноги в коленях майор Джонс.
- Бегающие по воздуху агенты ФБР в конце одной из миссий.
- Отказывающийся получать урон от кулаков федерал.
- Проигрываемые два раза подряд кат-сцены после загрузки контрольной точки.
- Невидимый дождь в лагере SPADS.
- Раздваивающийся президент США.
- Охранник с летающей в метре от руки дубинкой. Шанс провалиться сквозь пол в начале любого уровня.
И это лишь то, что сразу пришло на ум. Как говорится, соберите их все!
Впрочем, даже если назойливые баги уйдут в прошлое, а противники перестанут проваливаться по пояс в землю после смерти, ремейк XIII всё равно останется паршивой попыткой нажиться на любимом в народе боевике. Это та же самая игра 2003 года – только каким-то образом хуже во всех отношениях.
Оригинал, справедливости ради, не назовёшь гениальным, однако у него была уникальная «фишка» – стиль, за который его знают и любят до сих пор. PlayMagic и Microids могли превратить экшен в нечто большее, использовать наработки Ubisoft в качестве отправной точки для создания чего-то поистине прекрасного. Необязательно было даже дотошно воссоздавать легендарный облик, ведь ничто не мешало выпустить нечто уровня Void Bastards или даже круче – вариантов море! Но вместо этого разработчики формально скопировали первоисточник один в один, испоганили всё хорошее (картинку, заставки, перестрелки…) и добавили отсебятины по мелочи. Признаться, в такое позорище стыдно играть и бесплатно. А платить за него – нет, спасибо, настолько бессмысленной траты денег не пожелаешь даже злейшему врагу.
Плюсы: всё ещё любопытный сюжет; голос Адама Уэста (Adam West); новые контрольные точки и неплохие модели оружия.
Минусы: загубленный стиль оригинала; устаревшая во всех отношениях графика; отвратительный ИИ врагов; убогие перестрелки; заниженная сложность; рудиментарный и скучный стелс; сотни багов; исключительно локальный мультиплеер с жалкой горсткой карт; по-прежнему плохая актёрская игра Дэвида Духовны; ряд проблем первоисточника перекочевал в ремейк, а редкие нововведения или ломают баланс, или смотрятся лишними.