Until Dawn — лучший пример торжества формы над содержанием. Если смотреть на жанровую принадлежность, то это дешёвый молодёжный ужастик с героями глупыми настолько, чтобы сюжет двигался дальше. Но с геймплейной точки зрения это удивительный симулятор отношений группы подростков, нелинейный, полный сюрпризов и настолько остроумных смертей, что игрок зачастую оказывается на одной стороне с маньяком.
Как оказалось, Supermassive Games не против такой интерпретации своей игры. И следующее их творение, The Dark Pictures, продолжит кровожадные традиции Until Dawn.
Гражданин Суматры
Как и Until Dawn, The Dark Pictures берёт за основу существующую легенду, на основе которой и строит свою историю. Точнее, одну из историй, ведь под названием The Dark Pictures появятся несколько разных интерактивных хорроров.
Первый из них переносит игрока на борт торгового судна Ourang Medan, что означает «Человек из Медана». Медан — крупнейший город острова Суматры, но для игры это значит не шибко много. Главное — это легенда о таинственном исчезновении Ourang Medan и его не менее таинственных появлениях. Разумеется, весь экипаж погиб, спасательная команда сошла с ума, и судно получило статус корабля-призрака.
Путешествие начнётся на мирной и уютной палубе «Герцога Миланского».
Правда, некоторые скептики объясняют трагедию по-своему. Дескать, на борту был груз серной кислоты, контейнеры с которой утратили герметичность, и пары кислоты за считаные часы сгубили весь экипаж. Фу, как реалистично! The Dark Pictures разумно отбрасывает эту унылую теорию и населяет Ourang Medan толпами призраков.
Похоронный рейс
В «демке», которую я опробовал на «ИгроМире», не потрудились объяснить, как именно группа избалованных американских подростков оказалась в недрах корабля-призрака. Из прочих материалов можно узнать, что ребята отважились на поиски того самого погибшего сухогруза, посчитав это весёлым и беззаботным приключением. Впрочем, не так уж важно это для сюжета, хотя нельзя не сравнить завязку с тем, как остроумно и ловко запутали фабулу в начале Until Dawn.
Тот короткий уровень, что попал мне в руки, позволял немного исследовать корабль. The Dark Pictures осторожно ведёт игрока по цепочке локаций, не запрещая при этом «бэктрекинг», подкидывая то небольшой участок для поиска улик, то катсцену с выбором реплик, то QTE, где никогда не угадаешь, какая из кнопок загорится в следующую секунду. Не знаю, как вы, а я всегда считал, что даже у самых неожиданных QTE должна быть логическая привязка к клавишам, которые задействованы в сцене. Именно поэтому я загубил одного из героев Heavy Rain, когда действие «Схватить пистолет» поочерёдно обозначалось то треугольником, то квадратом, то крестиком, хотя все три раза проклятая волына каталась по приборной панели по абсолютно одинаковому маршруту. В The Dark Pictures встретилась лишь парочка QTE, так что не могу пока судить об их внутренней логике.
Вряд ли каждое QTE может стать смертельным — для этого пришлось бы изрезать на лоскуты всю историю.
Man of Medan поменьше масштабами, чем Until Dawn, — прохождение тут на 4—5 часов, да и сухогруз не настолько велик, чтобы разворачивать на нём многочасовую драму. Но вот гибкость истории, как мне сказали, сохранится на прежнем уровне. Ни один герой не защищён «сюжетной бронёй», при достаточной ловкости и удаче похоронить можно всех персонажей, а развитие их отношений, понятное дело, будет зависеть от запутанного клубка из предательств, помощи или игнорирования в трудную минуту и других событий, неизбежных для героев интерактивного хоррора.
К Until Dawn с этой стороны претензий почти не было, и есть основания полагать, что Supermassive и на сей раз справится с задачей. Больше того — The Dark Pictures обещает большее внимание к уликам, которые будут в корне менять восприятие ситуации.
Привидения и охотники
Гнилое нутро Ourang Medan, плесень и ржавчина утонувшей посудины — всё это создаёт неплохой антураж и для нормального хоррора, а не только для слэшера с выводком молодых бестолочей. Но вместе с тем можно разглядеть дефицит глубины, и пока что я не могу понять: это лыжи не едут или мне просто мерещится?
Мимика будущих жертв на том же потрясающем уровне, что и в Until Dawn.
Мифология того мира, который показан в The Dark Pictures, пока что выглядит не очень цельной. В Until Dawn абсолютно все события объяснялись проказами одного из героев, тайным вмешательством отшельника с огнемётом и присутствием… Ой, ну ладно, не скажу, вдруг вы не играли!
То, что творится на экране в Man of Medan, не укладывается в общую канву. Странные видения, призраки, лезущие чёрт знает откуда, и вроде бы от них можно отбиться голыми руками, но почему-то на это хватает сил молодой девчонке, а вот парню атлетичной комплекции не удаётся сбежать из объятий нечисти. И что это за призраки? В общем, я очень надеюсь, что Supermassive сумеет достойно сложить из разрозненных скримеров единую вселенную, которую пока что не видно.
Иллюзия выбора
Есть опасение, что помирающая Telltale успела заразить Supermassive Games своим родовым проклятием — наплевательским отношением к выбору игрока. Да, меня заверяли, что в игре множество концовок и на каждом шагу караулят дилеммы, решающие дальнейшую судьбу персонажей. Но это на словах.
На практике же принцип даёт осечку. В конце демки Флисс, одна из героинь The Dark Pictures, должна сделать выбор, влияющий на моральный компас. Рациональный — сбежать из передряги, когда её друга Брэда утаскивают мертвецы, или эмоциональный — броситься ему на помощь. Результат, по существу, один. В первом случае Флисс хладнокровно запирает дверь, во втором Брэд, которого она вытаскивает из лап призраков, вдруг сам оказывается нечистью, то есть его и не надо было спасать.
Конечно, тому есть объяснение — всё тот же моральный компас, который преподносится как фактор, изменяющий влияние на сюжет в зависимости от прежних решений игрока. Опять же — звучит любопытно, но в описанной сцене я не увидел влияния никакого компаса. Что ж, то был малюсенький фрагмент четырёхчасовой истории, и с такой малой выборкой не стоит делать ультимативные выводы.
Расстановка сил в этом эпизоде вызывает вопросы, но это не проблема — нам просто показали вырванный из контекста кусочек повествования.
Пожалуй, самый тактильный изъян будущей игры — невозможность применить все преимущества DualShock 4. Для меня самые напряжённые моменты Until Dawn — это эпизоды, когда нужно сохранять полную неподвижность и любые движения контроллера расцениваются как предательская дрожь в ногах или ходящие ходуном руки. Увы, такая степень погружения невозможна, когда речь идёт о мультиплатформе, — The Dark Pictures выходит и на Xbox One, и на PC, а потому не может воспользоваться хитростями контроллера.
Зато игра выйдет на PC, как это можно понять из предыдущего абзаца. Разве не чудно?
***
Очень похвально, что Supermassive старается не просто повторить опыт Until Dawn, но и перекроить его: взять хоть тот же моральный компас. Правда, многие бы предпочли одну большую и целую историю вместо горстки небольших, которые обещает The Dark Pictures, но такой формат можно объяснить избежанием рисков — всегда можно чуть-чуть поменять курс, если что-то пошло не так. Времени Supermassive берёт с запасом, обещая выпускать по две части в год, — это вам не каждый месяц вымучивать очередную бредятину про Клементину! В такой гонке качество сценария неизбежно падает, тогда как за полгода можно успеть опробовать и отбросить несколько черновиков, пока один из них не покажется достойным финального варианта.
Но куда больше меня радует, что создатели игры не питают иллюзий насчёт своего творчества. Я спросил у директора и продюсера Supermassive Games Пита Сэмюелса (Pete Samuels), как он относится к тому, что для многих игроков Until Dawn — это симулятор истребления подростков и для таких людей игра отнюдь не хоррор. Пит рассмеялся и ответил, что такой способ прохождения учитывается ими и в The Dark Pictures. А значит, как минимум Man of Medan позволит угробить ещё нескольких жизнерадостных глупцов! Что не так уж плохо.