Жанр исторических глобальных стратегий давно и прочно оккупирован проектами Paradox Interactive. Выбор достойный: от Античности до середины прошлого века, от чисто военных стратегий до игр, где на первом месте – личностные качества персонажей. Благодаря шведской компании любители менять ход истории могут найти себе занятие по душе, не ограничиваясь рамками одной эпохи.
Соперничать с Paradox сложно – наверное, именно поэтому подобных видеоигр сейчас практически не найти. Само собой, не обходится без исключений: свежий пример – вышедшая в раннем доступе стратегия Secret Government от отечественных разработчиков из GameTrek и 1C Entertainment. Название интригует – тема тайного правительства, управляющего судьбами мира, будет актуальна, пожалуй, во все времена, а отыгрыш главы подобной организации как нельзя лучше подходит для выбранного жанра.
Confirmed
Первое, о чём вы вспомните, запустив Secret Government, – это всё те же глобальные стратегии от Paradox Interactive. На главном экране снова карта Европы с небольшими фигурками персонажей и армий, а сверху – полоска с отображением ресурсов. Точно так же предусмотрено множество режимов отображения местности, включая политическую карту, карту религий и самую обычную карту местности, отдельные окошки развития персонажей и фракции – полное ощущение того, что перед нами клон Europa Universalis.
Одним лишь внешним видом и интерфейсом сходство не ограничивается. Как мы знаем, почти во всех стратегиях Paradox игрок не управляет конкретным персонажем (за исключением серии Crusader Kings), а берёт в свои руки бразды правления целой страной, олицетворяя собой всю полноту власти, – получается эдакий серый кардинал, не имеющий чётко выраженной личности в игровом мире.
Основная идея авторов Secret Government – пойти ещё дальше. Мы управляем Братством – тайной организацией, не имеющей жёсткой привязки к конкретной стране, нации или религии. Если взглянуть на карту с точки зрения взаимоотношений расположенных на ней стран, то игрок будто находится в положении обычного наблюдателя. Но это впечатление обманчиво – в наших силах вершить судьбы всего мира, а не отдельно взятой страны.
Делать это придётся с помощью хитроумных интриг, диверсий, подкупов, уговоров и ещё десятков действий, среди которых не будет банальностей вроде «Объявить войну соседу». Нет, к таким радикальным действиям можно лишь подтолкнуть и направить, а отдавать прямые приказы не получится – такой роскоши члены Братства себе позволить не могут. Не обошлось, правда, и без конкретного противника – им стало вражеское Братство, ведущее свою игру и не стесняющееся при случае вставлять нам палки в колёса.
Перед нами стратегия непрямого контроля в высшем своём проявлении – концепция у Secret Government весьма интересная, но, как это часто бывает, оригинальная идея разбивается о сложности реализации.
Как управлять миром, не привлекая внимания санитаров
Братство, как и положено любой уважающей себя секретной организации, имеет чёткую иерархию: внизу расположены неофиты, чуть выше находится костяк тайного общества – служители, а руководство осуществляют титулованные Братья, представленные шестёркой самых опытных и умелых членов организации.
Каждый Брат, несмотря на всю ауру таинственности, всё-таки человек, со своими особенностями, среди которых гражданство (в своей родной стране ему будет проще действовать), лояльность (влияет на то, отречётся ли он от идей организации в некоторых случаях) и, наконец, здоровье (Братья смертны, поэтому замену всегда стоит держать под рукой). Кроме того, у персонажей есть такие важные характеристики, как опыт и конспирация.
Особой опасности Братья из конкурирующей организации не представляют, к тому же их достаточно легко перевербовать на свою сторону.
Если с первым всё и так понятно, то о конспирации стоит поговорить отдельно. Именно от неё зависит успешное завершение заданий, процесс выполнения которых постепенно снижает конспирацию. Чем её меньше, тем выше шанс, что нашего агента разоблачат и отправят в тюрьму. Не стоит без остановки нарезать задачи одним и тем же Братьям – лучше дать им отдохнуть и восстановить столь ценный ресурс.
Внешне управление своими подчинёнными выглядит совсем просто – перед нами фигурки на карте, которые можно перетаскивать из одной страны в другую, а выбор занятия для конкретного персонажа осуществляется с помощью радиального меню.
В этом, собственно, и заключается практически весь геймплей – с помощью действий каждого отдельного Брата пытаться изменить ситуацию на карте в целом. Всё просто: выбрали нужное задание, ознакомились с требованиями и последствиями, подождали нужное количество дней – получили желаемый эффект при успешном завершении или приготовились разгребать последствия провала.
Количество возможных действий впечатляет: их здесь несколько десятков, и у каждого могут быть далекоидущие последствия. Есть задания, связанные с Братством (завербовать неофита или основать Ложу) или направленные на внешнюю/внутреннюю политику: изменить баланс партий в правительстве, устроить дворцовый переворот или революцию, вытянуть из казны немного денег для Братства – это не перечисление всех вариантов, а лишь отдельные примеры того, как можно управлять государством с помощью непрямого контроля.
Возможности и правда весьма интересные. Хочется устроить завоевательную войну, чтобы усилить позиции конкретной страны или вовсе захватить все земли противника? Отправляем пару братьев на территорию будущей жертвы, внедряемся в органы власти и начинаем заниматься разнообразным вредительством – от банального воровства до подстрекательства к беспорядкам. А в стране-агрессоре, напротив, муштруем армию, помогаем военачальникам с разработкой наступательного плана и повышаем милитаристские настроения в обществе. Остаётся сущая мелочь: инцидент на границе или дипломатическое оскорбление (само собой, случившиеся не без нашего участия), и вот она, война, которая обязательно завершится победой – и заметить не успеешь.
К сожалению, незаметность эта вовсе не следствие стремительности действий, а наследие самой большой проблемы игры – ужасного интерфейса.
Карта, несмотря на множество фильтров и режимов отображения, выглядит слишком уж серо.
Камень преткновения
Такое ощущение, что художники интерфейса Secret Government работают отдельно от гейм-дизайнеров. Внешне всё достаточно симпатично – чувствуются и стиль Европы, и та самая секретность тайных обществ вроде масонских лож, но пользоваться всем этим неудобно как чисто механически, так и с точки зрения геймплея.
Мелкие значки, одинаковые портреты персонажей, блёклая карта, кнопки, будто специально расположенные на максимальном удалении друг от друга, малоинформативные подсказки – на таком контрасте начинаешь ещё больше уважать дизайнеров Paradox, чьи стратегии тоже часто ругают за перегруженный интерфейс. И если подобные технические ляпы ещё можно перетерпеть (а в перспективе – дождаться их исправления), то более глубокие проблемы интерфейса, уже логического плана, способны перечеркнуть всё желание играть.
Взять ту же войну: узнать о том, что она началась можно лишь случайно, услышав шум сражений – повторяющийся звон сабель. Пока заметишь значок уведомления вверху, пока наведёшь на него курсор, чтобы увидеть, кто с кем воюет, – война может уже закончиться. Да, есть фигурки армий на карте, но они возникают и пропадают хаотично и не несут никакой полезной информации. Проходит буквально несколько дней, и вот уже заключён мир, а границы двух стран изменились в ту или иную пользу. Полное же завоевание и вовсе оборачивается очередным багом – побеждённое государство пропадает из списка, но остаётся на карте.
Сводная информация об экономике отдельно взятой страны.
С внутренней политикой не легче: её проработка внушает уважение и ужасает одновременно. В каждой стране есть политические партии, сословия, обширная экономическая система, ориентированная на производство и торговлю ресурсами, законодательство… Но как же этим всем неудобно управлять! Да что там управление, обычное изучение и наблюдение за изменениями – настоящие испытание. Долгие путешествия по разным окнам и меню, во время которых из головы вылетают нужные цифры и данные, постоянное возвращение на карту к фигуркам Братьев для раздачи приказов – о каком удобстве тут можно говорить? Да, возможно, так атмосфернее и реалистичнее, но именно из-за подобного подхода в игре возникают огромные проблемы с наглядностью процессов – а ведь это главный аспект геймплея в жанре стратегий непрямого контроля.
Добивают все попытки получать хоть какое-то удовольствие от игры ужасная оптимизация и огромное количество ошибок и каких-то детских недоработок вроде невозможности загрузить произвольное сохранение (всегда активна только текущая партия с единственным «сейвом»). Карта не «фризит» каждые несколько секунд только в режиме паузы, а обрывки кода и названия переменных вместо их значений – обычное дело.
Различные режимы отображения карты помогут оценить ситуацию в мире.***
Разработчикам из GameTrek необходимо совершить настоящий подвиг, чтобы привести своё творение в играбельный вид. Будет очень обидно, если у них не получится, – концепция у Secret Government интересная, а идеи, положенные в основу геймплея, могут подарить немало увлекательных часов каждому любителю исторических стратегий. Переработать интерфейс и одолеть баги, успев к заявленному сроку (релиз намечается уже в этом году), – задача сложная, но выполнимая. Пожелаем им удачи – чем больше конкурентов у гранд-стратегий Paradox, тем лучше для всех.