За последнее десятилетие вышло множество симуляторов на любой вкус и цвет – от симулятора золотодобытчика до автомеханика, не говоря уже о знаменитых Surgeon Simulator и Farming Simulator. Доходит до абсурда – иногда в качестве главного героя подобных игр выступает обычный козёл, кусок хлеба или просто валун на лесной опушке. Такие проекты назвать полноценными симуляторами сложно: как правило, это инди-игры, созданные без особых претензий, а геймплей опирается скорее на комический эффект, чем на моделирование сложных процессов.
Появившаяся в раннем доступе Hardspace: Shipbreaker на таком фоне выгодно выделяется не только отсутствием натужного юмора («Ха-ха, смотрите – симулятор гопника!»), но и оригинальностью выбранной темы. А учитывая послужной список авторов из Blackbird Interactive, работающих в данный момент над Homeworld 3, пройти мимо симулятора орбитального мусорщика мы никак не могли.
Требуется мусорщик, оплата сдельная
Уже в наше время засорение орбиты Земли космическим мусором становится всё более актуальной проблемой. Остатки отработавших своё искусственных спутников и обломки, образовавшиеся после множества аварий и нештатных ситуаций, покрывают огромную площадь и таят в себе реальный риск для всей орбитальной группировки – даже маленький кусочек обшивки или скромный болтик может стать причиной космической катастрофы.
В не очень светлом будущем Hardspace эта проблема стала настолько серьёзной, что утилизацией списанных космических кораблей занимаются целые концерны, среди которых наиболее известной становится корпорация LYNX – работодатель главного героя. Эта фирма будто сошла с агитационных плакатов, обличающих ужасы капитализма: за яркой вывеской кроется безликий и перегруженный бюрократией механизм, нацеленный на получение прибыли, а условия труда и достойная зарплата для простых сотрудников там далеко не приоритет.
Мало того что главный герой начинает свою карьеру, имея за душой солидный долг в один миллиард кредитов перед своим работодателем, так с него эти самые кредиты будут ещё и списывать по каждому удобному поводу. Платить приходится буквально за всё: аренда оборудования и покупка расходных материалов, траты на кислород и ремонтные наборы для повреждённого во время работы скафандра и постепенно изнашивающихся инструментов, выплаты за лечение и проживание в тесной, как конура, комнате орбитальной станции – по сравнению с LYNX даже бесчеловечная Weyland-Yutani из вселенной «Чужих» выглядит не так уж и плохо.
Интересно, а кто убирает мусор за мусорщиком?
Из такого рабства не получится сбежать даже на тот свет – в случае смерти (а работа предоставит вам множество способов получить фатальную производственную травму) главного героя заботливо воскрешают, перенося сознание в свежесозданный клон. Само собой, не бесплатно – а вы как думали?
Единственный шанс вырваться из кабалы – работать как можно эффективнее и быстрее. У корпорации всегда найдётся несколько списанных кораблей, которые необходимо как можно быстрее разобрать и отправить на утилизацию. И лучше не зевать – рабочие смены короткие, всего 15 минут, а аренда оборудования стоит почти полмиллиона кредитов за одну смену. Заработали за четверть часа меньше – считайте, только увеличили свой долг перед LYNX.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
У новоявленного космического мусорщика при себе три основных инструмента, не считая скафандра с небольшими реактивными двигателями, необходимыми для передвижения, – это резак, захват и сканер.
Подробная модель повреждений – это, конечно, замечательно, но производительность во время взрывов порой оставляет желать лучшего.
Резак имеет два режима работы – распиловочный луч, позволяющий делать прямые надрезы, и точечный нагрев, который поможет испарить всю деталь целиком (полезно для уничтожения небольших креплений). С помощью захвата можно подцепить отрезанный кусок материала или снять слабо закреплённое оборудование со стен и переместить его в один из трёх приёмников: процессор, где перерабатывают крупные детали; печь, нужную для переплавки хлама и металла; специальную баржу, куда складывают всё ещё исправное оборудование, вроде компьютерных панелей, двигателей, реакторов и обычной мебели. Сканер с несколькими видами обзора нужен как для планирования работ, так и для того, чтобы случайно не распилить какой-нибудь топливный бак, скрывающийся за тонкой переборкой (с понятными последствиями как для корабля, так и для главного героя).
Чрезвычайные происшествия далеко не редкость. Прибывшие на утилизацию суда в Hardspace: Shipbreaker – не просто здоровенные куски металла и пластика. Каждый корабль (которых в игре пока всего два вида плюс тренировочный образец) представляет собой нечто напоминающее реально функционирующий механизм. Здесь есть двигатель, реактор, топливопровод, энергетическая система и даже моделирование давления и атмосферы. Распилили дверь без выравнивания давления по обе стороны – будьте готовы к тому, что потоком воздуха из отсека вытянет незакреплённые предметы, которые поломают всё на своём пути. Реактор, кстати, распадается очень ярко и весьма эффектно, но наблюдать за этим лучше издалека, если не хотите тратиться на очередной клон.
До такого безобразия лучше не доводить: мелкие осколки придётся долго и муторно собирать, а ценные детали, скорее всего, окажутся повреждены.
Физическая модель показывает себя отлично: распил на мелкие кусочки, декомпрессия, взрывы, инерция и момент силы – всё это есть и активно используется во время работы. Но за это приходится платить производительностью – во время особо мощных взрывов счётчик кадров замирает у нулевых значений. Да и к управлению – спасибо всё тому же реализму – необходимо привыкнуть: даже обычное передвижение в условиях невесомости не такое простое, как кажется.
Копать отсюда и до обеда
Хотите получить оборудование получше? Выполняйте задания, а не просто дробите корабли на куски, которые помещаются в процессор или печь. За успешное выполнение нас наградят жетонами корпорации, которые используются для разблокировки более совершенных инструментов. Есть, правда, ещё одно ограничение: захват помощнее не выдадут в руки абы кому – необходимо получить соответствующий уровень рабочего сертификата, что подразумевает тот же напряжённый труд без конца и края. Жаль, но сильный резак (пожалуй, самое интересное приобретение в здешнем магазине), позволяющий пилить даже внешнюю обшивку, доступен только после многочасового труда – а ведь с ним дело идёт куда веселее.
LYNX позволяет своим работникам такую роскошь, как самостоятельный выбор судна для утилизации.
Если разработчики хотели показать всю сложность и бессмысленность работы в подобных жёстких условиях, то у них это отлично получилось. Распиливая в очередной раз осточертевший Mackerel, который почти не отличается от десятка демонтированных тобой ранее кораблей этой модели, начинаешь всерьёз ненавидеть LYNX – уж слишком однообразное это занятие. Но другого способа добраться до продвинутого оборудования и новых моделей кораблей (читай: получить порцию свежего геймплея) здесь нет – только гринд.
Расслабляющий игровой процесс? Не стоит обманываться – если что-то такое в Hardspace и есть, то лишь первые несколько смен. Потом становится заметно, как много здесь ограничений и условностей, затягивающих прохождение. Необходимость хотя бы раз за смену слетать на станцию для пополнения запасов кислорода, однообразие в решении задачек по разбору (научился распиливать один корабль каждой модели – научился распиливать их все), управление, которому бы не помешало чуть больше удобства, пусть даже в ущерб реализму, – всё это никак не позволяет назвать игру отдыхом, каким она казалась поначалу. Когда у тебя после пары часов по-настоящему начинает болеть рука от напряжения, а корабли взрываешь просто со скуки – тут явно что-то не то.
Сердце любого корабля – реактор. С его демонтажем стоит быть особенно осторожным.***
Пока что Hardspace: Shipbreaker больше похожа на настоящую работу – Blackbird необходимо сделать выводы по ходу раннего доступа и как минимум ускорить прокачку и повысить разнообразие кораблей. И уж точно игре бы не помешал кооператив – подобным «авторазбором» куда веселее заниматься в компании.
Ведь есть же здесь приятные моменты – финальная отправка цепочки уже распиленных кусков на переработку (звучит странно, но стоит попробовать – весьма интересное ощущение хорошо сделанной работы) или баловство с резаком в духе «Как взорвётся корабль, если сделать разрез где-то здесь?». Но вместо этого кучу времени придётся проводить среди тесных отсеков, пытаясь разрезать очередную соединительную деталь точно так же, как в прошлую смену.