«Выживачи» со строительством набили оскомину: в этом жанре редко бывает что-то новое, и разработчикам нужно очень постараться, чтобы придумать интересный сеттинг. Чем и занялась Obsidian Entertainment – в результате мозгового штурма на свет появился очень перспективный проект под названием Grounded.
О дивный новый мир
От остальных представителей жанра игру отличает смена перспективы. В этот раз робинзонада происходит не в постапокалиптических пустошах и не на необитаемом острове, а во вполне обычной среде – на заднем дворе дома. Здесь всё как в произведениях, которыми вдохновлялась студия: оборудование местного доктора Залински уменьшило детей до размеров насекомых, и герои остались предоставлены сами себе во враждебном диком мире, который до этого момента даже не замечали.
«Когда-нибудь я построю огромный летательный аппарат из одуванчиков и доберусь домой… А там меня сожрут тараканы».
Эта смена перспективы заставляет иначе взглянуть на, казалось бы, обычные вещи. Человек уже не царь природы, а главная добыча в мире, где каждый муравей заинтересован странным чужаком. Трава превращается в огромные деревья, след на земле от собачьих лап – это настоящий кратер, а дом вдалеке вообще кажется недосягаемым. И если в детстве вы хотели изучать жизнь насекомых, задавались вопросами, куда они ползут и что делают, то Grounded – это отличная возможность воплотить в жизнь давнюю мечту.
Не думала, что полёт на одуванчике может вызвать такой восторг…
О сюжете в раннем доступе говорить пока рано, но мир маленьких существ не ограничился вечными войнами с пауками и жуками. В ходе игры выясняется, что на заднем дворе существует целый научный мир, состоящий из крохотных лабораторий и роботов, а создателей таинственного проекта корпорации Ominent ещё предстоит отыскать и призвать к ответу. Удочка этой сюжетной линии была заброшена, и остаётся только надеяться, что разработчики интересно преподнесут саму идею «теневого мира» учёных-лилипутов.
Сгустки фиолетовой энергии в игре называют «необработанной наукой». Буквально!
Тема тайных проектов довольно органично вплетается в сюжет игры: повсюду разбросаны мини-станции, на которых можно проанализировать собранные материалы и изучить новые рецепты. За пытливость герой получает необработанную науку и может обменивать её на редкие и полезные технологии у робота.
В дальнейшем разработчики обещают разнообразить игру новыми сюжетными квестами и аудиодневниками учёных, но в первую очередь Grounded – это довольно увлекательная песочница, где можно развлекаться и без типичных заданий в духе «Убей двух пауков-волков».
Робот по имени BURG.L и его задания – это пока весь доступный сюжет в ранней версии.
Толпой и пауков бить легче
Во многие игры жанра survival намеренно не добавляют кооператив. Где-то это подчёркивает одиночество главного героя, где-то делает игрока смелым первопроходцем. Но Grounded определённо расцветает в компании друзей: они и базу помогут построить, и капелькой сока поделятся, и пауков на себя отвлекут. Ведь чем дети хуже муравьёв, которые устраивают завоевательные походы на чужое гнездо?
У персонажей есть банальные, но родные сердцу архетипы: ботан-скаут, хулиган-футболист, неформалка-гик и вечная оптимистка. На геймплей характеры детей пока не влияют, зато помогают прочувствовать атмосферу, найти общий язык со своим подопечным и даже ассоциировать себя с ним, любознательным ребёнком, который вовсе не так рассчитывал провести выходной на заднем дворе.
У персонажей уникальные реплики и реакции на происходящее: Уиллоу в восторге от «гик-штук» и маленьких лабораторий, а трусишка Пит порой умиляет своей наивностью и любопытством.
Помните, как в «Повелителе мух» детишки стали сходить с ума, стоило им остаться без присмотра взрослых и зажить самостоятельно? Здесь малышня не настолько инфантильная, ведь сразу же берёт в руки фундаментальные для крафта вещи – палки и камни – и идёт изучать порядки нового мира, помогать друг другу выживать и искать путь к спасению в товарищеской атмосфере.
Но даже в кооперативе на четырёх человек ничто не мешает разбиться на несколько команд и устроить небольшой соревновательный турнир со своими племенами, торговлей и войнами за территорию. В раннем доступе карта уже достаточно большая для того, чтобы всем участникам не было тесно, а в дальнейшем разработчики планируют добавить несколько новых биомов, в которых жить и выгоднее, и опаснее.
Не следуйте за пауками
Как можно было догадаться, жизнь в мире насекомых – это не отдых в летнем лагере, а настоящее испытание даже для подготовленных игроков. Приветливое утро неизбежно сменяется страшной ночью, когда детей уже поджидают ночные хищники.
А зачем вам такие красные глаза, милая Леди Жук?..
Многие пауки днём спят, но это не значит, что можно расслабиться, ведь помимо них в мире есть пчёлы, жуки-бомбардиры и щитники. Хитин и железы есть во многих рецептах крафта, поэтому пацифистом побыть не получится. Да, поначалу с насекомыми страшно воевать, но шаг за шагом можно снова вернуться на вершину пищевой цепочки и облюбовать несколько паучьих пещер.
«Боёвка» пока очень однообразна, а искусственный интеллект насекомых оставляет желать лучшего. К примеру, самые опасные в игре пауки-волки превращаются в беззащитных младенцев, стоит игроку забраться на возвышение и вооружиться луком.
Но даже если вы не боитесь членистоногих, к ним невозможно привыкнуть, ведь, когда сзади нависает восьминогая махина размером с дом, остаться хладнокровным не получится. К счастью, разработчики позаботились об арахнофобах – в настройках можно изменить вид пауков и сделать из них прелестный шарик без хелицеров и восьми лап.
Кто тут у нас такой милый?
Но не всё в этом мире хочет вас убить. Помимо пауков-волков и ткачей на заднем дворе водятся дружелюбные и сравнительно нейтральные насекомые: тля, долгоносики, личинки, божьи коровки и муравьи.
Obsidian долго наблюдала за насекомыми в естественной среде, чтобы изучить их повадки и движения. И если в обычно мы не считаем обитателей микромира врагами, то в Grounded волей-неволей приходится прогнозировать их поведение, учиться не провоцировать и уживаться на одной территории.
Можно притвориться муравьём и присоединиться к рейду, но вряд ли новые друзья захотят делиться добычей.
Чем сейчас можно заняться в игре?
Grounded не настолько категорична и безжалостна, как The Long Dark, Darkwood, Green Hell и другие игры в жанре survival. Восполнять потребности персонажа очень просто, ведь кроху вполне устроят капелька росы и маленький грибочек. Потребление грязной воды и испорченной еды не приговаривает к смерти, но, если поединок с природой всё же закончился фатально, свои вещи можно подобрать после возрождения.
Grounded – это не игра для напряжённой борьбы за жизнь, а песочница, в которой можно отдохнуть душой – часами наслаждаться бескрайним небом и пейзажами, восхищаться насекомыми и неспешно возводить домик на дереве.
В раннем доступе упор сделан на исследование новых биомов и строительство, без которого не обходится ни одна современная игра про выживание. Игроки выгодно используют ландшафт и возводят фундаментальные многоэтажки из травы и стеблей одуванчиков, которые защищают от варварских набегов завистливых соседей.
Первая халупа на фоне таких построек смотрится более чем жалко. Зато не в кредит!
Разработчики выпускают свои проекты в раннем доступе не только ради сбора средств – они также внимательно прислушиваются к отзывам игроков. Любители «выживачей» смогут повлиять на дальнейшую судьбу Grounded, подтолкнуть студию к переосмыслению каких-то механик, чтобы потом наслаждаться полноценным и хорошо сбалансированным релизом. В обратной связи уже появляются любопытные идеи.
Минусы несущественны и простительны для проекта в раннем доступе. В игре не так много рецептов для крафта, есть некритичные баги, пока не реализованы очевидные механики, нет русского языка. Но недостатки тонут под ностальгическим восторгом от самой концепции жизни среди насекомых – уже сейчас в Grounded приятно играть.