Актуально для платформы: PC
В этом году игроки, жаждущие пощекотать свои нервишки, получили на Хэллоуин вроде бы три отличных подарка – The Dark Pictures Anthology: Little Hope, Amnesia: Rebirth и дополнение/продолжение культовой в узких кругах Remothered: Tormented Fathers, получившее подзаголовок Broken Porcelain. Про Little Hope ничего сказать пока не могу, а вот новой «Амнезией» и Broken Porcelain не все остались довольны. И если в первом случае можно и нужно дискутировать, то во втором проблемы, казалось бы, куда более очевидны. Что же с ней не так и почему я всё же прошёл эту игру до конца?
Ужасное прошлое
Remothered: Tormented Fathers вышла в 2018 году и к тому времени за период раннего доступа уже обзавелась небольшой, но верной армией фанатов. Для инди-команды это был действительно мощный проект, с большими амбициями, крутой режиссурой, захватывающей и пугающей, мерзкой историей. А ещё – с разнообразным геймплеем (во всяком случае, до середины игры), мешающим загадки и стелс. Всё это заметно выделяло Tormented Fathers из толпы невзрачных независимых хорроров.
История рассказывала про то, как журналистка Розмари Рид расследовала дело о пропаже Селесты, дочери доктора Фелтона. Придя к нему в особняк под видом бывшей медсестры, Розмари попала в ловушку и погрузилась в настоящий кошмар. В истории были, конечно, типичные хоррор-фетиши: ужасные эксперименты, инцест, помутнение разума. Но всё это так туго переплеталось и сопровождалось такими страшными моментами и отличной подачей, что игру хотелось пройти до конца.
Их не догонят
Remothered: Broken Porcelain тоже хочется пройти, но уже не благодаря самой игре и тому, как она реализована, а вопреки. Хочется просто потому, что иначе ты так и не узнаешь, чем же закончилось то, что началось в оригинале. Действие разворачивается одновременно и до событий Tormented Fathers, и во время, и после. То есть тут вам в одном флаконе и приквел, и продолжение, и дополнение, расширяющее оригинальную историю.
На этот раз мы в основном выступаем в роли девушки-подростка Дженнифер, имя которой периодически всплывало в оригинале.
Она работает в гостинице Стефано Эшмана, одного из героев первой части, который финансировал эксперименты доктора Фелтона. Мы не знаем, как Джен сюда попала, зато постепенно выясняется, что она имеет самое прямое отношение к пропаже Селесты и ко всей этой жуткой истории. Как и её подружка, такая же молодая Линн, с которой у Дженнифер завязалась дружба, быстро перешедшая в увлечение и даже любовь. Девчонки мечтают вместе сбежать из кошмарной гостиницы и уехать на музыкальный конкурс.
Да, в Remothered: Broken Porcelain есть пресловутая «розовая повестка», но в духе не The Last of Us Part II, а, скорее, Life is Strange – тут у нас подростковая влюблённость и попытка укрыться в своём мире от окружающего ужаса, а не осознанное желание завести семью и жить вместе.
Амбиции против реальности
И вот этот диссонанс между романтикой и кошмаром, в котором оказались заперты девушки, представляет главную причину, по которой эту историю хочется дослушать.
Добавьте сюда запутанные зигзаги сюжета, действительно сильный финал (есть даже выбор из двух концовок, хотя они мало отличаются друг от друга), киношную постановку и явное самолюбование режиссёра Broken Porcelain Криса Дэррила (Chris Darril), и вы поймёте, почему так и подмывает сказать, что он мнит себя Нилом Дракманном (Neil Druckmann).
Но у лидера Naughty Dog есть не только режиссёрские амбиции, умение провоцировать и рассказывать отличные истории, но и талант (и средства на это, конечно, тоже) делать вылизанные до блеска, доведённые до ума игры. А вот у Криса и его небольшой команды, к сожалению, с этим проблемы. Поэтому и критикуют Remothered: Broken Porcelain отнюдь не за пресловутую повестку.
Дёшево и криво
Определённые шероховатости и в технической, и в геймплейной частях были и в оригинале, но дополнение в этом смысле на голову ниже. И ладно бы дело было только в странной анимации, не слишком удобном управлении и столь же неудобном инвентаре – это типичные и во многом простительные болячки инди-проектов.
Куда хуже то, что в Broken Porcelain частенько не срабатывают скрипты. Например, однажды Линн просто перегородила мне проход на нужный этаж – встала как вкопанная и ни на что не реагировала. После загрузки сохранения выяснилось, что на уровне все персонажи просто исчезли, – пришлось откатываться на ещё более ранний «сейв». И таких примеров много.
Кроме того, авторы решили ещё больше сосредоточиться на стелсе, поэтому интересных загадок на этот раз практически нет, зато всю дорогу мы прячемся от врагов, пытаемся отвлекать их, приманивать и иногда даже убивать столовым ножом, лопаткой или ещё чем-то острым.
Однако реализовано это тоже как-то дёшево, что ли. ИИ постоянно сбоит; резкая музыка начинает надоедать; интерактивные иконки на открытие/закрытие дверей могут внезапно пропасть; QTE, когда нужно вырваться из лап монстра, тоже неудобные. А управлять мотыльками, которых периодически должна выпускать Джен, чтобы отвлечь противников, порой почти невозможно.
Ну вот и как это называется?
Постепенно, конечно, привыкаешь, но всё равно выглядит такой геймплей слишком уж бюджетным, нелепым и не доведённым до ума. Например, когда Джен бегает вокруг машины, периодически постреливая в монстра из гвоздомёта, или пытается вырубить его же, заманив под струи огня.
Есть ещё прокачка пассивных навыков героини (например, уменьшение шума при ходьбе или ускорение бега), а также крафт, чтобы улучшать ножи, приманки и вспомогательные предметы, которые можно бросать во врагов. Но по большому счёту всё это не особенно-то и нужно – мол, «Да, мы это обещали и реализовали».
Авторы Remothered: Broken Porcelain переоценили свои силы и слишком увлеклись дополнительными механиками – в итоге игра превратилась из страшного хоррора в неказистый стелс-экшн, который больше раздражает, чем пугает. Спасают ситуацию только интересная (хотя местами и очень запутанная) история, хорошая режиссура и безусловное умение авторов давить на эмоции. Всё это тем более обидно, что потенциал у разработчиков действительно большой, а их амбиции, скажем так, небеспочвенны. Очень хочется, чтобы они извлекли из неудачи ценный урок.
Плюсы: история интересная, запутанная и напряжённая; персонажи хорошо прописаны; временами тут реально страшно; хорошо подобранная музыка (хотя некоторые мелодии постепенно начинают раздражать).
Минусы: игровой процесс выглядит кривым и не доведённым до ума; некоторые механики откровенно прикручены для галочки; много технических огрехов; местами, кажется, в происходящем путаются и сами сценаристы.