Актуально для платформы: PS4
За необычными игровыми механиками и оригинальными идеями нужно обращаться к творениям независимых разработчиков, и Carto это лишний раз подтверждает. Головоломка от тайваньского коллектива Sunhead Games сочетает в себе всё, за что можно любить инди-игры: и нарисовано всё с душой, и атмосфера обволакивающая, и проходить это интересно.
Поворот не туда
По сюжету девочка Карто летела на воздушном корабле вместе с бабушкой, которая решила показать внучке необычную карту – если передвинуть её фрагменты, в реальном мире произойдут точно такие же изменения. Спустя несколько секунд, когда бабушка отошла по делам, Карто невольно всё испортила – поменяла фрагменты местами так, что началась буря, корабль повредился? и обе его пассажирки приземлились в разных концах мира.
Чтобы найти бабушку и вернуться домой, девочке придётся пользоваться картой, но теперь делать это более осмысленно и со значительно меньшим количеством кусочков. Однако чем дальше она будет продвигаться по незнакомой территории, тем больше фрагментов начнёт находить и тем заковыристее будут загадки.
Карту мира собираете вы сами, пользуясь предоставленными частями. Их можно поворачивать, двигать и, конечно, ставить друг рядом с другом, чтобы перейти из одного фрагмента к другому. Но нужно следить за тем, чтобы на соединяющихся сторонах были похожие объекты: луга, заросли деревьев, водоёмы и так далее. Если попытаться прилепить к кусочку с озером панель с лесом, игра намекнёт, что это так не работает, и не позволит соединить фрагменты.
Мир реагирует на то, как вы расположили его элементы. Если на карте домик местного жителя стоит над дорогой, то и в «реальности» будет так. Переместите его вниз или слева от другой панели, закроете карту и увидите, что всё поменялось местами точно так, как вы задумали. Если вы далеко зашли и нужно вернуться обратно – поговорить с кем-нибудь или что-то собрать, – можно даже не бежать туда, а просто схватить на карте фрагмент, на котором стоит героиня, и сдвинуть его к нужному месту.
На гифке – демонстрация основной механики.
Все представленные головоломки связаны с этой механикой, и оригинальных идей тут полно. Мальчик говорит, что нужный Карто персонаж находится в «самом-самом большом лесу», – соединяем все фрагменты с нарисованными на них деревьями так, чтобы они смешались воедино, и образуется полноценный лес. Кто-то просит найти тайное укрытие, окружённое со всех сторон цветами, – расставляем рядом все кусочки с цветами, оставив между ними пустое пространство, и в центре возникает новый фрагмент с тем самым укрытием.
Приятная компания
Иногда механика используется очень необычным образом – в начале игры даже не догадываешься, что что-то подобное ждёт тебя на поздних уровнях. Каждый раз нужно внимательно читать, что говорят персонажи, – хотя иногда они дают расплывчатые инструкции, вынуждая блуждать по карте в поисках решения, в большинстве случаев следующий шаг понятен. А благодаря тому, что в начале почти каждой главы число доступных фрагментов ограниченно, время от времени можно отдохнуть от больших карт и решить простенькие головоломки, которые потом вырастут в нечто более трудное.
Если один фрагмент нельзя присоединить к другому, между ними будет красная чёрточка.
При этом раздражение Carto почти не вызывает – атмосфера очень спокойная, а геймплей можно даже назвать медитативным. Никаких таймеров, штрафов за слишком частые повороты или перемещения фрагментов, никаких лишних механик – просто общаешься с жителями, получаешь от них задания или инструкции, собираешь новые частички карты и двигаешься по сюжету, решая загадки. Поначалу немного раздражает лишь медлительность героини, но ближе к середине игры она обзаведётся особыми ботинками, с которыми станет бегать быстрее.
Банальная история о поисках бабушки оказывается интересной благодаря тому, с какими персонажами Карто знакомится. Вместе с подругой, которую она заводит почти в самом начале игры, девочка приплывает на незнакомый ей остров и начинает помогать всем подряд. Странные, но доброжелательные народы этих земель очень отзывчивы и пытаются заинтересовать нового человека, рассказывая ему о своём быте. В результате игра захватывает не только геймплеем, но и сюжетом и желанием побольше узнать об этом вселенной.
Где-то встречаешь усатого мужчину, собирающего в книге информацию о всех существующих растениях, а где-то попадаешь в лес, где люди общаются с медведями, лисами и другими животными. Выслушиваешь лекцию дедули с густой бородой об обычаях гонцов, которые закапывают в землю саженцы и читат длинную поэму некоей Матери. Потом натыкаешься на библиотеку с несколькими книгами и внимательно всё изучаешь, узнавая новые подробности об этих народах. А чтобы Карто и о бабушке своей не забывала, та иногда присылает бумажные самолётики с напутствиями и новостями о ремонте корабля.
Уютной атмосферу делает и визуальное оформление – игра напоминает ожившую детскую книгу с немного небрежно нарисованными деревьями, кустами и камнями. Всё простенько, в том числе и анимация, но в то же время очень мило. Локации достаточно часто меняются – от лугов с цветами до густого леса, пустыни и даже заснеженной области с ледяными водоёмами. Музыка отлично поддерживает настроение – такая же спокойная и умиротворяющая.
Carto – бесконечно очаровательная и увлекательная головоломка, в которой и загадки интересны благодаря необычной механике (да, что-то похожее было в Gorogoa, но игры совершенно разные), и, как ни странно, сюжет удерживает вплоть до финала, который наступает примерно спустя шесть-семь часов. Не стал бы заносить игру в список изумительных и обязательных к ознакомлению, но и пропускать её не стоит, особенно если Carto приглянулась по скриншотам – в динамике она ещё симпатичнее.
Плюсы: необычная геймплейная механика и связанные с ней разнообразные головоломки; очаровательный визуальный стиль; приятная музыка; симпатичные второстепенные персонажи, жизнью которых быстро начинаешь интересоваться.
Минусы: следующая цель не всегда хорошо объясняется.