Врачи, психологи и исследователи со всей планеты на протяжении долгих лет докладывают о пользе тетриса. В 2009 году было доказано, что эта игра повышает работоспособность головного мозга. Позднее выяснилось, что с её помощью можно преодолеть посттравматический синдром. А не так давно тетрис назвали отличным средством от чувства беспокойства и состояния тревоги. Причём версия, в которой скорость фигурок увеличивается по мере уничтожения линий, оказалась эффективнее обычной — она как бы безмолвно хвалит играющего, подкидывая ему всё более сложные испытания и позволяя на время отвлечься от проблем реальной жизни.
Всё это наверняка справедливо и для Tetris Effect, нового проекта японской студии Resonair и Тэцуи Мидзугути (Tetsuya Mizuguchi), создателя REZ и Lumines. В основе этой игры лежит самый обыкновенный тетрис со «стаканом» 10 на 20, знакомыми фигурами, стирающимися линиями и прочими привычными элементами. Вот только играется он совсем не так, как древняя версия для NES или карманный чёрно-белый девайс. Это действительно современный взгляд на классическую игру, который дарит неожиданные эмоции и всё больше удивляет с каждой минутой.
Основной режим не просто так называется Journey — это путешествие по разным мирам и эпохам, поделённое на три десятка уровней. Игрока заносит в пустыню с прохаживающимися по песку верблюдами, в космос с летающими искусственными спутниками, на фестивали и в города. Предстоит спуститься на дно океана, где плавает какая-то живность, а позднее — прокатиться по водной глади в компании нескольких дельфинов. Каждый уровень непохож на предыдущий, и всегда интересно, куда тебя отправят в следующий раз. С окружением меняется и дизайн фигурок: в заснеженной локации они будут белыми, а в одной из зон превратятся в детальки механизмов.
И всё это не было бы весомым достоинством Tetris Effect, если бы игровой процесс и визуальную составляющую не связали так тесно с музыкой. Саундтрек здесь поистине феноменальный — он сочетает в себе и прогрессив-транс, и хаус, и вокальные треки, и разнообразную «экзотику». В какой-то момент игрок окажется у подножия вулкана, и звучащая в этом эпизоде композиция будет напоминать музыку племенных народов, играющих на джембе. Бить по барабану предстоит игроку, ведь дополнительные звуки издаёт именно он, когда поворачивает фигурку в любую сторону. Благодаря этому все треки оказываются гораздо живее, чем при прослушивании отдельно от игры. Даже восхитительные композиции из первого и последнего трейлеров звучат иначе и ещё круче.
Все уровни можно поделить на три равные части, и в каждой из них композиция как-то меняется. Появляются дополнительные инструменты, включается вокал, музыка ускоряется — при первом прохождении никогда не знаешь, что произойдёт. В большинстве случаев это влияет и на скорость падения фигурок — она может возрасти в два или даже три раза без предупреждения. Но предугадать это легко — достаточно лишь разделить число полос, которые просят стереть для прохождения, на три. А их количество зависит от выбранного уровня сложности — у меня иногда возникали проблемы даже на среднем, а с финальным уровнем я и вовсе провозился около часа. Для экспертов всегда есть высокая сложность, а для желающих отдохнуть — низкая.
Безмятежность
Радует во всём этом то, как окружение реагирует на уничтожение линий. Дельфины выпрыгивают из воды, пламя разгорается, бегающие вокруг стакана с фигурками лошади начинают быстрее двигаться — всем зонам уделено так много внимания, что даже обидно пропускать такие эффекты, пристально глядя на падающие с огромной скоростью палки и квадраты. Но всё равно трудно не восхищаться изобретательностью разработчиков, придумавших так много уникальных ситуаций. Я тестировал обычную версию без VR-шлема, и даже так Tetris Effect постоянно впечатляла. Страшно (в хорошем смысле) представить, как всё это выглядит в виртуальной реальности.
Эта версия тетриса сохранила в себе все нововведения, которые появлялись в подобных проектах за последние годы, в том числе возможность поворачивать фигуру даже после ее соприкосновения с дном стакана или конструкцией. Также фигуру можно отложить на потом — к примеру, если обычная палка вам сейчас не нужна, но наверняка пригодится позднее.
Была добавлена и новая механика, названная Zone. Заполняя шкалу за уничтожение линий, в любой момент вы сможете на несколько секунд остановить время. Используется это в двух случаях: либо чтобы спастись из неприятной ситуации и исправить положение, пока стакан не заполнился до краёв, либо для набивания тысяч бонусных очков. Уничтоженные в «зоне» линии не идут в общий зачёт, так что для получения наивысшей оценки эта механика чрезвычайно полезна. Без неё финальный балл будет низким — это ни на что не влияет, но добиться лучшего результата всё же хочется.
Tetris Effect никогда не раздражает, не надоедает при прохождении одних и тех же уровней. Она всегда остаётся медитативной аркадой с фантастическим музыкальным сопровождением и красивым оформлением. То, как каждое ваше движение влияет на звучащую в наушниках композицию и эффекты на экране, буквально гипнотизирует. Притом что игра не сильно отличается в плане механик от своих предшественниц, во всём остальном она их превосходит.
И если поначалу садишься просто поиграть в новый тетрис, будучи скептически настроенным и не ожидая ничего необычного, то спустя несколько минут полностью погружаешься в процесс и не хочешь отвлекаться. От каких-то уровней мурашки бегут по коже, другие просто атмосферные. Вторая зона на фоне первой выглядит и звучит слабенько, но ничего страшного — даже в лучших музыкальных альбомах обычно есть одна или две неудачные композиции. В третьей зоне игра вновь стремительно разгоняется, а в четвёртой и после неё эмоции бьют через край.
Спокойствие
Однако режим Journey — далеко не единственное, что предлагает Tetris Effect. В меню можно найти немало дополнительных режимов с развлечениями на любой вкус. Countdown, к примеру, идеален для тех, кому надоедает ждать палки для очистки линий — здесь эти фигуры время от времени падают вертикально просто так, заранее предупреждая о своём появлении. В Purify игрок сразу получает в своё распоряжение наполовину заполненный стакан, где часть квадратов заражена. Нужно уничтожать линии с этими квадратами, чтобы освобождать место в ожидании следующего заражения, которое будет масштабнее предыдущего.
Интересен и режим Mystery, где периодически включаются случайные эффекты. Уже через несколько секунд после старта или стакан перевернётся, или игроку вдруг начнут выдавать одни и те же фигуры, или получившаяся конструкция как-то изменится — если достаточно долго продержаться, обычные блоки сменятся золотыми, дарующими больше очков. Также есть режимы с подобием головоломок, вроде тех, что были в Lumines. Нужно либо как можно скорее уничтожить определённый квадратик, складывая вокруг него фигуры, либо добиваться полного очищения стакана за несколько шагов.
Для желающих просто поиграть в стандартный тетрис тоже есть соответствующие режимы — и обычная версия, в которой невозможно проиграть, и ускоренная, где фигурки не падают сверху, а сразу появляются в нижней части экрана. Рядом с ними запускается Sprint, требующий как можно скорее очистить 40 линий, и несколько тематических плейлистов, посвящённых воде, воздуху и путешествиям. Глаза поначалу разбегаются, но после знакомства со всеми этими забавами находишь любимые и стараешься получить в них как можно более высокий ранг. Что, кстати, сложнее, чем в Journey, — за его пределами Zone не заполняется и вообще не используется.
Рано или поздно всё же придётся опробовать все режимы — на выходных в Tetris Effect запускается так называемый еженедельный ритуал, когда всему сообществу нужно заработать определённое количество очков. За достижение цели выдадут особый аватар, который игрок может на себя нацепить и наблюдать, как в обличии дельфина или другого существа он летает вокруг Земли вместе с остальными участниками. Выглядит всё это жутко красиво, особенно когда звёзды в небе сверкают в такт музыке, которую тоже позволяют переключать в любой момент.
***
В середине режима Journey я очутился на своеобразном музыкальном фестивале под открытым небом. Начиналось всё очень медленно: звучала электронная музыка, аудитория что-то выкрикивала, а при повороте фигурок каждый раз включался коротенький голосовой семпл — этот эффект часто используется диджеями. После нескольких стёртых линий музыка начала ускоряться, слушатели орали ещё громче, фигуры рушились на дно стакана с неожиданно высокой скоростью, а по сторонам красиво взрывались фейерверки. Это был настолько потрясающий эпизод, что финальная оценка стала очевидна ещё тогда, задолго до того, как я досконально изучил все остальные режимы. Чудесная, удивительная игра, которую вы зря пропускаете, думая, что это просто очередной дурацкий тетрис.
Плюсы: знакомый геймплей тесно связан с визуальным оформлением и музыкой; феноменальный саундтрек; удивительно красивые эффекты даже без VR-шлема; огромное количество разнообразных дополнительных режимов; ранги и еженедельные ритуалы подталкивают к перепрохождению.
Минусы: не самая удачная вторая зона; отсутствие кнопки быстрого перезапуска уровня.