Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск двадцать второй
Алоха народ! Осень во дворе дает стриптиз, и для того, чтобы скрасить промозглую осеннюю хандру я приготовил для вас новый, двадцать второй, выпуск моих советов «Что почитать». Ведь нет ничего лучше для книгочея, чем придя домой после работы, уютно расположится в кресле у камина и, завернувшись в теплый плед, углубится в чтение любимой книги. И пусть древний исполин роняет слезы дождя на вашу крышу, пусть воет холодным ветром и скребется в окно руками-ветками, пусть нашептывает что-то осенней листве и в бессилии бросает свой плащ на землю, покрывая ее инеем — сегодня у него нет власти над вами. Огонь в камине разгоняет мрак, книга в руках – ваш меч, а плед защитит вас лучше всяких доспехов. Сегодня слугам осени вас не получить. Вам тепло и уютно, вам хорошо, и с героями любимой книги вы отправляетесь в незабываемое путешествие, память о котором будете хранить всю свою жизнь.
>>Книга для души<<
Роджер Желязны — Ночь в одиноком октябре
(перевод — Александр Владимирович Жикаренцев)
А не хотите ли вы совершить небольшую прогулку по ночному Лондону? Пройтись по Бейкер-стрит, посетить Сохо, выйти на набережную Темзы, чтобы полюбоваться проплывающими пароходиками? Но помните, что в то же самое время где-то неслышно крадется кровавый Джек-потрошитель, а из-за кустов за вами внимательно наблюдает доктор Франкенштейн в компании со своим ужасным монстром!
Да, это не та добрая старая Англия, которую мы знаем по рассказам Конан Дойля, это – мир, созданный неудержимой фантазией выдающегося американского писателя Роджера Желязны, который предлагает вам отправиться в это необычное путешествие в компании самого лучшего проводника – сторожевого пса Снаффа…
Так уж совпало, что эту книгу я впервые прочитал осенью, причем именно в октябре. Мне почему-то запомнился этот день. На дворе стоял то ли 1997 то ли 1998 год, я в электричке ехал в институт. За окнами мелькали серость и грязь, хотелось спать и конфетку, но промозглая погода и холод, царивший в электричке, совершенно к этому не располагали. Настроение было самое, что ни на есть осеннее, в голове медленно созревал план по зарабатыванию денег для первого собственного IBM-совместимого компьютера (через год я таки его купил, IBM x486, 200 мб HHD, с цветным монитором), а в кассетном плеере «Протон» Цой пел о печали:
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
И вот тут, откуда ни возьмись, появился мужичок, бойко протискивающийся через толпу стоящих в проходах людей. Торговал он всяким барахлом, в числе которого я заметил несколько книг. В итоге реально на последние деньги я купил у него Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре». Открыл первую страницу…и следующую неделю я уже с нетерпением ждал момента, когда втиснусь в холодную утреннюю электричку и продолжу чтение. С тех самых пор для меня осень – это «Ночь в одиноком октябре», «Печаль» группы Кино, и прокуренный тамбур старой советской электрички. Счастливое было время, жаль, что тогда я этого не понимал. Есть какая-то огромная вселенская несправедливость в том, что большинство людей не понимают, как они счастливы, пока это не закончится. Впрочем, я уклонился от темы.
Роман «Ночь в одиноком октябре» — это последний прижизненный роман Роджера Желязны, изданный в 1993 году. Многие читатели и литературные критики считают этот роман вершиной творчества писателя. Лучше всего о нем скажет то, кому он посвящен, и кого благодарит автор:
Роман посвящен — Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конану Дойлю, Х. Ф. Лавкрафту, Рэю Брэдбери, Роберту Блоху, Альберту Пейсону Терхьюну и создателям многих старых фильмов.
Когда в интервью в 1995 году (то есть последний год жизни) Желязны попросили назвать пять любимых произведений, наряду с романами «Князь Света», «Двери в песке», «Глаз кота» и «Этот бессмертный» он назвал и роман «Ночь в тоскливом октябре».
Автор взял действующих персонажей из других известных произведений и фольклора, добавил отсылок с старым малоизвестным фильмам ужасов, смешал с безумными фантазиями Эдгара Алана По и не забыл помолится Древним Богам Говарда Лавкрафта. Кроме того, в произведении есть отсылки к английскому оккультизму и даже криминальным хроникам прошлых лет.
Но, не стоит думать, что вы так легко и просто сможете определить, кто есть кто в книге. Ну, допустим, Великого Сыщика с трубкой вы опознаете, как и Графа, спящего в гробу. Возможно, вы даже поймете, кто такой Дорогой Доктор, живущей в башне, притягивающей молнии, но с остальными персонажами вам придется изрядно поломать голову, чтобы вспомнить, кого они вам напоминают. Все основные герои, принимающие участие в Игре, являются персонажами других культовых произведений либо народного фольклора, а некоторые так и вовсе являются реальными историческими личностями.
Сама Игра проходит в октябре, а игроки делятся на открывающих и закрывающих. Кроме того, здесь присутствует и нейтральная сторона, которая лишь косвенно влияет на Игру.
Каждого персонажа, принимающего участие в Игре, сопровождает животное – компаньон. Кошка Серая дымка, змей Ползец, белая ворона Текила и т.д. Они все разумны и по мере сил помогают своим партнерам. Кто-то шпионит, кто-то делает сложные математические расчеты, кто-то пытается выяснить, кто из игроков закрывающий, а кто открывающий. Само повествование идет от лица собаки по кличке Снафф (Нюх), которая является компаньоном Джека, одного из участников Игры. Снафф следит за Тварями-В-Зеркале, Тварью-В-Паровом Котле, Тварью-В-Кругу, Тварью-в-Шкафу а так же делает все возможное для того, чтобы найти место, где будет проходить финальный этап Игры.
Сюжет постоянно перетекает от рассказа о приключениях и взаимодействии животных-компаньонов к приключениям людей, ну или тех, кто людьми только прикидывается. Поэтому читать очень интересно, ни один персонаж не обделен вниманием.
Помимо колоритных персонажей книга может похвастаться прекрасной сюжетной линией, включающей детективную составляющую. Ну а разве может быть иначе в присутствии Великого Сыщика и его верного друга? Это же элементарно! Кроме того, в книге царит совершенно неповторимая атмосфера, которую невозможно забыть даже через двадцать лет. Это тот самый случай, когда каждое слово, каждая точка и запятая к месту, и нет ничего лишнего.
На мой взгляд, самой уникальной чертой книги является то, что ее можно читать вообще не понимая аллюзий и отсылок. К примеру, вы вышли из комы, в которой пребывали последние пятьсот лет, выпили немного крови, заточили клыки, отряхнули крылья и, закутавшись в черный плащ, проследовали прямиком в библиотеку. Ну а куда же еще идти после пятисотлетней комы? Там вам на глаза попалась эта книга. Можете быть уверены в том, что читать вам будет интересно, даже несмотря на то, что вы не знаете, кто такой Великий Сыщик или Добрый Доктор, да и о Лондоне вы слышали лишь краем уха. Т.е. сюжет позволяет получить удовольствие от чтения даже если вы не нашли ни одной отсылки или аллюзии.
Роман «Ночь в одиноком октябре» писателя-фантаста Роджера Желязны рекомендую к прочтению в качестве книги для души.
Цикл «Досье Дрездена»
Джим Батчер
Действие цикла происходит в современном городе Чикаго, где мы увидим его обратную сторону. А точнее – изнанку, мир волшебства и сказочных народов, монстров и нежити, которые должны обитать лишь в сказках. Но вот в чём вопрос: а готов ли ты поверить в эту сказку, заглянув однажды за привычную нам грань?
——
На сей раз Гарри Дрездену скучать не придется. Кто-то совершает при помощи изощренной черной магии все новые безжалостные убийства, не оставляя ни улик, ни живых свидетелей. Город наводнил новый наркотик, открывающий у людей магическое зрение. Полиция Чикаго вынуждена обратиться за помощью к чародею-консультанту.
Но полностью посвятить себя этому расследованию Гарри не удается — ведь он уже обещал таинственной незнакомке отыскать ее пропавшего мужа. И кто-то очень могущественный уже начал охоту на самого Гарри Дрездена.
***
Наводку на этот цикл мне дал _Lis_ , за что ему огромное спасибо. Все аннотации к циклу в русском сегменте Интернета настолько корявые, что плакать хочется. Я выбрал наиболее адекватную среди них, но с некоторыми оговорками. В аннотации пишется о юном волшебнике, и можно сделать вывод, что это подростковое городское фэнтези, но это не так. Речь идет о взрослом герое и это не подростковое фэнтези.
Гарри Дрезден вполне взрослый состоявшийся человек, который действительно в юности убил своего наставника, чем нарушил один из основных Законов Магии. Но, поскольку это была самозащита, то на первый раз Белый Совет его пощадил, но все равно его там не любят, ибо его учитель оказался чернокнижником, а сам Гарри нарушил закон, убив его. Впрочем, все это не помешало ему благодаря полученным знаниям добиться высоких ступеней мастерства и самому войти в Белый Совет. Это не спойлеры, об этом отчасти говорится в самом начале книги, плюс те, кто пишет аннотации к книгам давно уже все заспойлерили и без меня. Я серьезно – не читайте аннотаций к книгам этого цикла, там зачастую содержатся спойлеры ФИНАЛА книги или ОСНОВНОЙ ИНТРИГИ, просто жесть какая-то. Это как в детективе заспойлерить в аннотации, что убийца сын племянника дворецкого.
В пику своим злопыхателям Гарри Дрезден открыто практикует магию, у него есть офис, есть объявление в газете, кроме того он сотрудничает с особым отделом в полиции, на который скидывают все странные и загадочные дела.
Первое, на что обращаешь внимание, читая этот цикл – невероятная динамика, которая отчасти обеспечивается огромным количеством неприятностей сваливающихся на Гарри Дрездена. С ним постоянно что-то происходит – его пытаются убить, проклясть и подставить. Стоит ему найти клиентку для частного детективного расследования, как его тут же вызывают из полиции на место странного убийства, которое пытаются повесить на него же. Ему не доверяют свои же, считая тайным чернокнижником, Серые стражи все время угрожают отрубить голову, он умудрился за один день нажить опасных врагов среди вампиров и вервольфов, а дома череп Боб требует свежую порцию порнухи и любовных романов. Причем все это не скидывается на него просто так, а очень логично вплетено в общий сюжет. Большая часть неприятностей вообще к магии не имеет никакого отношения, и может случится с каждым, кто сует нос не в свои дела. Особенно если он сует свой длинный нос в дела мафии или вампирской коллегии.
При всем при этом есть две особенности, которые заставляют следить за его приключениями с замиранием сердца. Первая – это то, что все его раны не заживают волшебным образом. Несмотря на всю магию, Гарри прежде всего обычный человек, и все раны, ссадины и переломы, которые он получает довольно таки сильно досаждают ему и влияют на его действия в критической ситуации. Т.е. сражаясь с кем либо, он выбирает тактику сражения с учетом того, что у него сломана рука, разбита голова или сломаны ребра. Вторая особенность заключается в том, что он не похож на супермена. Да, Гарри сильный маг, но в сражения он побеждает чаще всего за счет знаний и умения, а не за счет силы. На протяжении всех книг главный герой руководствуется принципами: «Всегда найдется кто-то сильнее тебя» и «Знание — сила».
В цикле хорошо прописаны друзья и знакомые Гарри. Я часто ловил себя на том, что переживаю за судьбу его друзей больше, чем за него самого. Все его друзья и близкие ощущаются как настоящие живые люди, у них яркие, запоминающиеся характеры, они отстаивают свои интересы и принципы. По мере развития сюжета и под действием окружающих обстоятельств они меняются вместе с Гарри, и это логично, нельзя оставаться прежним, побывав в подобных переделках.
Нельзя остаться прежним, когда ты нос к носу столкнулся вампиром, которого считал сказкой, нельзя остаться прежним, когда ты видел закованных в цепи людей, которыми питаются. Тем более никто не останется прежним, став полувампиром, сменив тело или столкнувшись нос к носу с зомби и некромантами. Это бьет по психике, это ломает людей, либо заставляет менять свое мировоззрение и на многие вещи смотреть по-другому.
Так же в книге хорошо прописаны злодеи. Большинство из них преследуют свои собственные вполне конкретные цели, не претендуя на захват всего мира, Вселенной и всего такого. Поэтому зло, которое они творят, вполне конкретное и осязаемое – разорванный на части мужчина, который шел домой с работы, принесенная в жертву девушка, по которой горюет мать. И таких смертей может быть много, если не вмешается Гарри. А есть еще те, для кого понятия добра и зла настолько размыты, что их путь может быть буквально устлан трупами, но им все равно. А эти трупы были живыми людьми, работали, учились, кого-то любили, и прямо сейчас кто-то плачет по ним, понимая, что они никогда не вернуться. Житейское, бытовое зло оно намного страшнее, чем любые монстры. И часто приключения Гарри начинаются именно с попыток помешать творить именно такое зло, а потом уже по ходу дела может выясниться, что он заодно мир спасает.
Сюжет хорош и не ухудшается по мере чтения книг цикла. Автор не исписался, пятнадцатая книга цикла читается с не меньшим интересом, чем первая. Во всех книгах цикла присутствует легкий налет нуар-детектива, но при этом сама детективная составляющая не главенствует в сюжете. Побочных сюжетных линий немного, но при этом они не менее интересны, чем основной сюжет.
Читая «Досье Дрездена» я часто не замечал, как пролетела половина ночи. И типа такой «Ой, а что уже два часа ночи? Блин, спать уже надо, а я на самом интересном месте… »
ВНИМАНИЕ!!! По этому циклу снят в целом неплохой сериал «Архивы Дрездена», но, я вам крайне не рекомендую смотреть его до того, как вы прочтете все книги. Иначе в сериале в очень сжатом виде вы получите спойлеры ко всем книгам.
На данный момент написано 15 книг цикла, шестнадцатая находится в процессе написания.
Цикл «Досье Дрездена» писателя Джима Батчера рекомендую к прочтению. Это лучшее, что я читал за последний год.
Цикл «В память о прошлом Земли»
Лю Цысинь
1. Задача трех тел
В те времена, когда Китай переживал последствия жестокой «культурной революции», в ходе секретного военного проекта в космос были посланы сигналы, чтобы установить контакт с инопланетным разумом. Один из сигналов подхватила цивилизация, находящаяся на краю гибели, и теперь пришельцы готовятся вторгнуться на Землю. Узнав об этом, люди разделились на тех, кто готов отдать наш порочный мир под управление высшего разума, и тех, кто до последнего будет бороться против этого вторжения.
2. Темный лес
Трисолярианский кризис продолжается. У землян есть 400 лет, чтобы предотвратить инопланетное вторжение. Но угроза полного уничтожения, вопреки ожиданиям, не объединяет человечество. Сверхдержавы отстаивают свои интересы, космические флоты, становясь независимой политической силой, вовсе теряют связь с Землей. Тотальный контроль над научно-техническими разработками со стороны чужой цивилизации, во много раз превосходящей нашу в развитии, не оставляет людям шанса на победу. Исход войны решат проекты «Отвернувшихся» – лучших мыслителей планеты.
3. Вечная жизнь Смерти
Начинается новый виток отношений человечества с представителями внеземных цивилизаций. И сыграть в этом противостоянии главную роль предстоит Чэнь Синь – молодой девушке, в руках которой сначала оказывается судьба одного знакомого, потом – двух миров, затем – Солнечной системы, а после – и Вселенной…
***
Китайская премия Galaxy за книги по научной фантастике.
Награда Nebula Ассоциации мировой научной фантастики Китая (World Chinese Science Fiction Association) лучшему писателю. 22.08.2015 в номинации «лучший роман» Лю Цысиню была вручена премия Хьюго за роман «Задача трех тел».
Если честно я долго думал, стоит ли мне добавлять в свои выпуски «Что почитать» этот цикл или нет. Несмотря на все премии, великолепные тиражи и восторженный прием среди читателей, для меня этот цикл как был, так и остался весьма неоднозначным произведением. Но, как ни крути, а «Задача трех тел» и два продолжения — это, возможно, лучшее, что выходило из НФ фантастики за последние годы.
Лично я первую книгу осилил с четвертого раза. Я начинал, бросал, потом опять начинал, пока не осилил до конца. В целом я не остался разочарованным, а остальные части цикла порадовали меня еще больше, хотя читать их тоже сложно. Во время чтения книг стоит помнить, что они писалась китайцем в расчете на китайскую аудиторию, это накладывает определенный отпечаток на весь текст.
Большая часть персонажей во всех трех книгах цикла абсолютно плоские и невыразительные. Нет серьезной проработки характеров, биографий, поступков, местами нет даже толковой мотивации, и поэтому эти персонажи воспринимаются как…ну не самые важные NPC в игре, которые должны в нужный момент сказать пару фраз и сымитировать бурную деятельность. Более-менее прописаны главные персонажи каждой книги (да они в книгах разные), за ними чувствуются характеры, есть мотивация но, при этом главная героиня может два или три раза наступить на одни и те же грабли…как тут не вспомнить Летова:
Ходит дурачок по лесу,
Ищет дурачок глупее себя.
Скорее всего, многократное повторение собственных ошибок главными героями – это часть буддистской философии о пути к просветлению. Правда в книге это никак не обыграно и подано «как есть».
Душевные терзания, муки выбора, морально-этические дилеммы – все это не про героев этой трилогии. Скажу даже больше, 99% всех персонажей (главных или второстепенных, неважно) вообще никак не развиваются на протяжении всех трех книг.
В книге присутствуют побочные сюжетные линии, но часто они просто сходят на нет, заканчиваясь ничем. К примеру, там фигурировала тайная группа людей, симпатизирующая пришельцам…а потом автор про нее тупо забыл. Так что, когда будете читать, можете эти куски текста вообще пропускать. Встречаются и другие сюжетные тупики или мелкие несоответствия.
Вот все это помешало мне читать эту трилогию. Ну не получается у меня читать книгу, в которой я не могу привязаться ни к одному персонажу. Вот разбудите меня посреди ночи (опасно для жизни!) и задайте вопрос о персонажах цикла «Досье Дрездена» — я назову вам почти всех, кто встречался там за 15 книг, а для большинства смогу вспомнить биографию и место в сюжете начиная с первого появления. Задайте тот же вопрос относительно цикла «В память о прошлом Земли» и я с трудом вспомню героиню первой книги Е Вэньцзе, математика Ло Цзи и, возможно, Чэн Синь как пример главной героини наступающей по пять раз на одни и те же грабли.
Первый том трудно читается еще из-за того, что он начинается с огромного флэшбека, отправляющего читателя во времена Культурной революции в Китае. Лично мне вообще это ни разу не интересно, но, автор довольно быстро ушел от этого конкретного исторического периода. Кроме того, постепенно он ушел и от национальной аутентичности, сместив вектор в сторону всей Земли в целом. Это уже большой плюс книги, это то, что позволило мне читать ее дальше.
Принципов твердой научной фантастики автор придерживается только в первом томе, а остальные два тома уходят в сторону «Гипериона» Дэна Симмонса, и «Основания» Айзека Азимова. Технологии пришельцев поданы почти как магия, что является прямой отсылкой к Артуру Кларку, а первый контакт с инопланетянами наследует и развивает идеи, заложенные еще Станиславом Лемом. Все это вместе стало для меня огромным плюсом, который перевесил все минусы цикла. Несмотря на огрехи, все три книги действительно написаны в лучших традициях космической научной и ненаучной фантастики. Автор явно вдохновлялся трудами Азимова, Лема, Симмонса, Кларка и других мэтров жанра. Причем, стоит отметить, что он не пытается им подражать или копировать, нет, он развивает и дополняет заложенные ими идеи и концепции. В наше время эльфов, орков и то и дело попадающих к ним Иванов, такая фантастика на вес золота.
Я не смог запомнить практически ни одного героя из книг, но при этом я могу по памяти пересказать как минимум девять-десять ярких сцен оттуда. Меня поразили концовки второй и третьей книги, я был поражен сценой Великого Переселения… Не буду все перечислять, дабы не спойлерить, но уж поверьте мне, мощных, цепляющих за душу сцен в этом цикле много.
Кроме того цикл изобилует оригинальными фантастическими концепциями и допущениями. Очень интересен взгляд автора на первый контакт, на то, как поведет себя человечество перед неминуемой и непобедимой угрозой – здесь он хорошо развивает и дополняет идеи, заложенные еще Станиславом Лемом, да и не только им.
Помимо этого у автора масса своих оригинальных находок, поражающих воображение. Самый запомнившийся мне фантастический эпизод — разговор с инопланетянами из другого измерения. Это прям «вау!» эффект во всей его красе. И таких фантастических эпизодов в книгах довольно много.
Я специально стараюсь поменьше писать конкретных примеров, ибо отчасти это спойлеры. Я читал несколько обзоров этого цикла, и все они изобилуют огромным количеством спойлеров. Я не хочу наступать на те же грабли.
Читая цикл «В память о прошлом Земли» вам стоит помнить, что это нестандартная фантастика. Да, у цикла много недостатков и странностей, продиктованных менталитетом самого автора и аудитории, для которой все это писалось, но при этом есть и определенные достоинства, которые перевешивают все недостатки. Я лично не пожалел, что потратил на эти книги свое время, это тот самый случай, когда над сюжетом и героями главенствуют идеи и концепции.
Цикл «В память о прошлом Земли» писателя-фантаста Лю Цысиня рекомендую к прочтению.
Поскольку оба цикла весьма объемные и мне понадобилось довольно много времени, чтобы их прочитать, я больше ничего не могу вам порекомендовать. Просто не было времени почитать что-то еще. В промежутке между чтением циклов «Досье Дрездена» и «В память о прошлом Земли» успел перечитать роман Желязны «Ночь в одиноком октябре», но это и все, на большее времени не хватило.