Хребты безумия
Сейчас куда ни плюнь — попадёшь в знатока Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), способного без запинки произнести «Ктулху фхтагн». Как ни странно, таким людям в Call of Cthulhu ловить нечего. Потому что литературная основа проглядывает в игре еле-еле, геймплей вдохновлён одноимённой «настолкой», а у сюжета больше общего с классическими детективами в духе Эдгара По (Edgar Allan Poe) и Артура Конан Дойла (Arthur Conan Doyle).
Даже герой совсем не лавкрафтовский, ведь писатель старательно избегал сильных характеров, предпочитая изображать слабаков, пасующих в экстренной ситуации. Но не таков Эдвард Пирс — ветеран Первой мировой, боец «Потерянного батальона», подавшийся после войны в частные сыщики. Не робкого десятка мужик, прямо скажем.
Хотя пролог истории застаёт его не в лучшем виде. В 1924 году героя мучают ночные кошмары, а живёт он в собственном офисе, который грозят закрыть из-за отсутствия клиентов. Только и остаётся, что пить горькую да глазеть на запыленные папки с «повисшими» делами, сдабривая печальное зрелище глотком виски. Вдруг нам заботливо сообщают, что степень опьянения Эдварда обязательно повлияет на сюжет. Кто сказал про Лавкрафта? Тут скорее нуарный детектив.
Разве что вместо эффектной блондинки офис посещает старик, начинающий знакомство с брюзжания: превратили-де, товарищ сыщик, свой кабинет в берлогу алкоголика. Но отчаянное положение требует нестандартных мер. И визитёр, знаменитый промышленник Стивен Уэбстер, вводит нас в курс дела. Оказывается, его дочь Сара Хокинз погибла вместе с мужем и ребёнком во время пожара в особняке на острове Даркуотер. Полицейские говорят, что это несчастный случай, но как тогда объяснить странную картину, которую женщина написала незадолго до смерти? Официально дело закрыто, последний шанс на справедливость — частный сыщик, готовый переться в глушь и терпеть там выходки нелюдимых китобоев. Ладно, старик, уболтал. Ещё одну на посошок — и вези хоть к чёрту на рога.
Тень над Даркуотером
Любое расследование связано с поиском улик, осмотром места преступления, опросом свидетелей и обвиняемых. Только на Даркуотере заниматься этим не так-то просто. Некогда центр китобойного промысла, этот клочок суши со временем пришёл в упадок. Моряки сменили гарпуны на бутылки с выпивкой, а палубу шхуны — на дощатый пол кабака. Теперь мычат старые шанти и вспоминают, как хорошо было раньше. А чтобы публика реже обращала внимание на царящую вокруг разруху, бутлегеры регулярно поставляют ей зелье — не забывайте, что действие Call of Cthulhu разворачивается во времена «сухого закона». Короче, герой с головой окунается в мир криминала, мрака и безнадёги, где чужаков не привечают. И особенно сыщика, сующего нос куда не просят.
Но Эдвард тоже не пальцем делан. Собирая улики и разговаривая с персонажами, он получает особые реплики для диалогов. Одного можно пригвоздить меткой фразой, другому — запудрить мозги ложью, а к этому — втереться в доверие. Правда, козыри из рукава следует доставать осторожно, ведь использовать их дают всего раз. Вступил в разговор не с того слова, совершил неправильное действие — и собеседник замкнётся, так что вытащить из него полезную информацию не получится даже клещами. Игра побуждает думать, взвешивать шансы, оценивать внешность оппонента: злодей перед нами или всё-таки светлая личность? Начать беседу с наезда или с лести?
Развитие навыков Пирса добавляет новые варианты. Очки опыта можно вкладывать в физическую силу, интеллект, понимание психологии или внимательность. Вместе с тем познания в медицине и оккультизме растут по мере сбора предметов — они зависят уже не от уровня героя, а от дотошности игрока.
Каждый параметр даёт ключ к решению тех или иных проблем. Например, спортивный сыщик утихомирит грубияна, отняв у него топор, рассудительный — убедит не пороть горячку. А где бессильны переговоры, там поможет смекалка. Скажем, на склад семьи Хокинзов дают пробраться как минимум двумя путями: один требует информированности и подвешенного языка, а второй лучше прокладывать в обход людей.
Дедуктивную систему венчает реконструкция. Придя на место преступления или просто важную точку локации, герой погружается в прошлое, чтобы встроить найденные улики в порядок событий. Причём точка зрения Эдварда не всегда совпадает с вашей собственной — Call of Cthulhu мастерски играет на ожиданиях геймера. Вот почему расследование с диалогами ощущается едва ли не лучшим достижением студии Cyanide за всё время её существования. Представьте себе похождения Шерлока Холмса от Frogwares пополам с давящей атмосферой Layers of Fear, нехитрыми головоломками и долей стелс-экшена. Интригует? Ещё бы.
Шепчущий во тьме
Конечно, логика не отменяет чертовщины. А вопросы, выбивающиеся из рациональной картины мира, так и роятся в голове. Что за тварь могла изувечить касатку, которую вынесло прибоем на пристань Даркуотера? Почему кошмарные сны Пирса начинают сбываться? И какая судьба, наконец, постигла чету Хокинзов? Понятно, что для расследования нужен интеллект, а для веры в мистические штуковины — его отсутствие. Поэтому разработчики снабдили сыщика ещё одним важным параметром — психическим здоровьем. Попросту говоря, увлекаясь разгадкой сверхъестественных тайн, он рискует слететь с катушек и провалиться в бездну галлюцинаций. Казалось бы, при чём тут алкоголь?
Но попробуйте не спятить, когда след из улик выводит на секту садистов, где поклоняются богу со щупальцами вместо лица. Да на фоне этих фанатиков гангстеры из подворотен портового городка выглядят просто славными парнями, а презрение китобоев в баре кажется почти дружеским! В таких обстоятельствах меняется восприятие реальности. Только отвага и опора на силу разума помогут добраться до истины, сохранив при этом ясный рассудок.
К сожалению, превью-версия не раскрывает потенциала игры. Но уже по фрагменту Call of Cthulhu видно, насколько близки сотрудники французской студии к своему формату, в котором им и стоит работать. 30 октября мы выясним, удалось ли им довести начатое до конца. И тогда, возможно, будет повод говорить о принципиально новом уровне творчества Cyanide.