Вселенную Warhammer 40K любят многие. Есть за что — за проработанный и эпический сеттинг, а также за обилие способов окунуться в этот «мрачный мир далёкого будущего». Среди них — книги, шикарные рисунки и миниатюры, наконец, настольные игры различных жанров, с которых всё и начиналось. Space Hulk — одна из таких «настолок». Именно она почему-то полюбилась разработчикам видеоигр, причём, рождённая в своей настольной ипостаси пошаговой тактикой, на компьютерах она впервые появилась в качестве боевика, а уже потом — как стратегия.
Space Hulk: Tactics — восьмая игра о противостоянии космодесантников и генокрадов в узких коридорах заброшенных космических кораблей. Разработчиком выступает Cyanide Studio, для которой сотрудничество с Games Workshop не в новинку: кроме двух частей Blood Bowl французы работали и над предыдущей версией Space Hulk — боевиком Space Hulk: Deathwing.
Незваные гости
В центре повествования Space Hulk: Tactics — отряд Адептус Астартес, выполняющий задание по исследованию и зачистке огромной свалки заброшенных звездолётов, свободно дрейфующей в пространстве. Подобные конгломераты называются космическими скитальцами. Несмотря на годы забвения, жизнь не покинула эти обломки, только вот нынешние хозяева имперских, орочьих, эльдарских и ещё Тзинч знает чьих кораблей совсем не дружелюбны по отношению к посетителям. Представители расы тиранидов — генокрады, одни из самых свирепых и опасных бойцов среди этих ксеносов, ждут своего часа, когда кто-то посмеет потревожить их покой, забравшись внутрь скитальца. Нередко тесные и узкие коридоры звездолётов становятся ареной для схватки терминаторов (так называют специальных бойцов космодесанта) и генокрадов.
В целом сюжет для «вахи» получился донельзя стандартным — Кровавые Ангелы, как честные вояки, рубят в капусту многочисленных врагов, превозмогая не только нападение полчищ ксеносов, но и интриги на своей стороне (здесь в роли главного любителя мутить воду выступает инквизитор из Ордо Ксенос). Зато есть кое-что свеженькое — возможность играть за тиранидов как в одиночных сражениях, так и в мультиплеере. В наличии даже полноценная кампания за эту сторону конфликта.
Эта кампания представляет собой цепочку заданий, рассказывающих о давних сражениях на борту того же скитальца, куда спустя много лет отправятся герои кампании Кровавых Ангелов. Рассказчик — уже знакомый нам инквизитор, большой любитель истории и генокрадов, как бы это странно ни звучало для представителя Ордо Ксенос. Интерес чисто научный, не подумайте чего!
Обе кампании позволяют путешествовать по свалке космических кораблей на отдельном экране, собирая ресурсы и модифицируя с их помощью свой отряд. Присутствует даже относительная вариативность — у игрока есть выбор, переть к цели главы напролом или заняться сбором полезностей, которые помогут в грядущей битве.
Бросай кости во имя Императора
Правила сражений в целом копируют настольные, но есть и свои особенности. У каждого терминатора имеется определённое количество очков действия, которые можно потратить на передвижение или применение различных умений, среди которых — стрельба, открытие и закрытие дверей, взаимодействие с терминалами и иными объектами. У специального бойца космодесанта, библиария, кроме всего прочего, есть особые способности — с помощью пси-сил он может повысить шансы на атаку в ближнем бою, сделать одну клетку игрового поля временно непроходимой или с некоторым шансом поджарить всех генокрадов в определённой области.
Про шансы стоит рассказать подробнее. Как и в «настолке», здесь всем управляют броски кубиков, причём на экране нам показывают результаты. Дань уважения поклонникам оригинала, не более: всё равно удобнее смотреть на вероятность успеха или неудачи в процентном соотношении, которое нам демонстрируют при каждом использовании того или иного умения.
На самом деле, в правилах хватает нюансов, но, чтобы узнать о них, придётся залезать в настройки вооружения и снаряжения каждого бойца в перерывах между миссиями. Взять, например, бойца со штурмовой пушкой. Ага, кубик бросается три раза, если получившееся значение больше пяти, то выстрел считается успешным. Но если на трёх кубиках выпадут одинаковые значения, то оружие взорвётся, убив своего владельца.
Знания интересные, но для дела от них пользы мало — уж слишком далеко их запрятали, сделав подобные тонкости совсем непрозрачными во время сражения. Отсутствие нормального журнала боя (текущий на редкость малоинформативен) тоже отрицательно сказывается на понимании механики.
Геймплей за предводителя генокрадов выглядит несколько упрощённым по сравнению с ролью командира терминаторов, но только на первый взгляд. Тираниды не ограничены в количестве бойцов, у них обычно больше очков действия, однако применяемых умений и способов взаимодействия с окружением совсем немного. Стартуя в специально отведённых местах карты, они могут до последнего момента не раскрывать вид и количество «юнитов» на клетке появления — оппонент видит лишь сам факт присутствия врага в ячейке, которая может передвигаться перед тем, как из неё вылупится пара-тройка монстров с зубастой улыбкой до ушей. Космодесант — сильный противник, поэтому для победы приходится основательно потрудиться.
Для ещё большего разнообразия в игру ввели механику специальных карт, которые пригодятся обеим сторонам конфликта. Терминаторы могут за ход сыграть одну из карт, получив определённый бонус — несколько очков к броску кубиков, гарантированный успех атаки и тому подобные плюшки, — либо обменять карту на дополнительные очки действия, доступные всем членам отряда. Генокрады же используют эти карты для активации похожих умений, а обмен им нужен для покупки новых бойцов.
Модный окрас радует глаз
Привычно хороши для игр по «вархаммеру» последних лет графика и озвучивание. Терминаторы у Cyanide Studio получились очень неплохо: закованные в силовую броню и вооружённые грозным оружием, от топоров и молотов до болтеров и огнемётов, они неторопливо вышагивают по узким коридорам корабля, неся слово Императора на остриях мечей. Не подкачали и генокрады — кроме всего прочего, в одиночных схватках и мультиплеере их, как и космодесантников, можно кастомизировать, добавляя те или иные элементы внешнего оформления и изменяя раскраску брони. Без последнего, пожалуй, сейчас уже сложно представить себе игру по «вахе».
С дизайном локаций всё не столь радужно. Да, атмосферу Space Hulk авторы передать сумели — с видом от первого лица (есть здесь и такое) тягостные ощущения от низких потолков и тесных заброшенных отсеков, где громоздкий терминатор с трудом разворачивается, чувствуешь сполна. Но вот изометрическая камера не столь красива.
Что ещё хуже, пользоваться ею не очень удобно — некоторое время придётся привыкать. Локация разделена на отдельные плитки, которые выглядят слишком пёстро, а их границы порой удаётся рассмотреть лишь при максимальном приближении. Пока не приучишь себя постоянно пользоваться мини-картой (а то и разворачивать её на весь экран), легко запутаться в определении нужной клетки. В ситуациях, когда даже поворот на месте затрачивает очки действия, — не самый приятный нюанс, тем более что отменять ходы почему-то нельзя.
Озвучивание также традиционно неплохо — генокрады противно шипят и визжат, пиломечи с рёвом режут плоть, болтеры грохочут очередями, а терминаторы порой радуют слух напыщенными фразами. Правда, одна из них вам очень быстро надоест.
Ехал Overwatch через Overwatch
Бич всех попыток перенести настольный Space Hulk на видеоигровые рельсы — умение Overwatch. Так называется одна из способностей любого терминатора, вооружённого дальнобойным оружием, — потратив два очка действия, наблюдать пространство перед собой, открывая огонь по каждому врагу, который посмеет приблизиться на расстояние выстрела. И дело даже не в том, что генокрады начинают переть напролом на таких «дозорных», погибая один за другим, а в том, что ИИ весьма труслив. Он очень редко решится на открытие двери, за которой стоит космодесантник в «дозорной» стойке, и неохотно выбегает на пристрелянную местность.
«Запирать» таким образом генокрадов в нужных местах, продвигаясь дальше с помощью пары апотекария и библиария, которые выполняют основное задание, не составляет особого труда. В миссиях, где надо продержаться определённое количество ходов, всё ещё проще — достаточно каждый ход включать этот самый Overwatch каждому терминатору. Даже передвигаться не надо — знай себе слушай, как космодесантники произносят этот набивший оскомину возглас.
При игре за генокрадов такой проблемы по понятным причинам не возникнет, хотя поначалу кажется, что ИИ в роли терминаторов любит поддаваться. Тот же Overwatch далеко не так смертоносен, а вместо пассивности компьютерных оппонентов становится хорошо заметна их тупость.
В мультиплеере сражаться куда интереснее, но специфика жанра и не самая удачная реализация пошаговых боёв (матчи очень долгие и отличаются весьма низкой динамикой) привели к тому, что уже сейчас желающих помериться силами не так легко найти. Жаль, но какие-никакие возможности выбора тактики благодаря кастомизации бойцов и весьма недурственный редактор карт, скорее всего, так и останутся невостребованными.
***
Space Hulk: Tactics оставляет после себя двойственные ощущения. Плюсы и минусы неразлучно следуют друг за другом: скучный геймплей за космодесант и что-то новое при игре за генокрадов; неплохой дизайн локаций и персонажей, но неудобная камера и баги (один из которых не дал мне пройти кампанию Кровавых Ангелов); хороший редактор карт и рейтинговый мультиплеер — и слишком нудная реализация битв.
Не последнее из подобных сравнений — это вопрос соответствия цены и качества. За стратегию в Steam просят 2 000 рублей — ценник на уровне AAA-студий. За такие деньги нам предлагают далеко не халтуру, но этот проект, как и многие творения Cyanide Studio, скорее всего, придётся по душе весьма узкой прослойке игроков.
Плюсы: редактор уровней; дизайн локаций и персонажей; геймплей за генокрадов.
Минусы: глупость компьютерных противников; высокая цена; баги; «имбовый» Overwatch.